Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ста­рай­тесь жить, под­ра­жая,– как по нуж­де или по сво­ей во­ле по ле­су хо­дят не­ко­то­рые: по­па­да­ет­ся ко­ря­вое де­ре­во – по­дог­нут­ся или обой­дут, а ка­кая-ни­будь на­зой­ли­вая ветвь хлест­нет в за­ты­лок,– не очень на это смот­рят.

преп. Амвросий

Хо­ро­шо де­ла­ешь, что си­дишь до­ма. Свя­той Ар­се­ний Ве­ли­кий учил: „Си­ди в келье тво­ей, и та все­му (хо­ро­ше­му) тя на­у­чит". Си­ди с Бо­гом, и Сам Ии­сус при­дет к те­бе. Толь­ко дер­жи мо­лит­ву: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную.

преп. Анатолий

Пос­ле все­нощ­ной к те­бе при­дут в келью, то ты встань, заж­ги свеч­ку и ска­жи: „Ну-ка, сест­ра Вар­ва­ра, про­чи­тай-ка ве­чер­ние мо­лит­вы",– и по оче­ре­ди. Этим оту­чишь хо­дить в келью.

преп. Амвросий

Как понимать евангельские слова «будьте мудры, как змии…»

В Евангелии от Матфея Господь заповедует своим ученикам: «Се, аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10, 16).

Естественное поведение, присущее животным, сопоставляется здесь с духовной жизнью. Так, например, змея при любом нападении старается сохранить свою главу невредимой. По мысли святителя Иоанна Златоустого, «как змий выставляет все свое тело, чтобы только спасти голову, так и тебе нужно оставить все прочее для спасения души. Ни бедность, ни болезнь, ни самое главное из всех бедствий – смерть не могут повредить подвергшемуся им, когда спасена душа; равно как и от самой жизни не получишь ничего доброго, когда душа растлилась и погибла».

Преп. Амвросий Оптинский

Этот пример мудрого поведения змеи часто использовал и преподобный Амвросий Оптинский в своих беседах и письмах.

Как свидетельствует его жизнеописание, на вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии, – старец отвечал:
– Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.

Здесь в дополнении к уже отмеченному свойству змеи оберегать свою главу, старец Амвросий отмечает и другую ее особенность – способность к обновлению, что служит прообразом исправления и духовного преображения христианина.

Старец Амвросий толкует этот евангельский стих в русле святоотеческой традиции. Можно сопоставить слова преподобного Амвросия с толкованием блаженного Феофилакта Болгарского, который писал: «Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть незлобив, прост».

В письмах к духовным чадам старец Амвросий часто приводил евангельские слова: «будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие», – применительно к разным жизненным обстоятельствам адресата.

При сложностях на работе, старец писал: «видя несправедливое действие (кого-либо), вместо того, чтобы раздражаться от негодования, должен употреблять мудрость, чтобы достигать цели не во всем, а хотя в главном, или в чем возможно; подобно как змея, когда ранят тело ее, всячески старается соблюсти главу. Вообще ныне время такое – хотя бы в чем-нибудь достигать благонамеренной цели. А в отношении главного предстоятеля, кто бы он ни был, должно иметь следующее соображение: действовать, приспособляясь к его характеру; и кто уклончив – одно говорит на словах, а другое выражает в действиях и на бумаге, с таким не должно прибегать к словесным объяснениям, они напрасны; а лучше самое дело пускать в ход на волю Божию: пройдет – хорошо, не пройдет или подвергнется неправому изменению, – вы за это отвечать не будете. Должно успокаивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение, и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности».

Другому адресату, при колебаниях веры, старец советует также обращаться к этим евангельским словам, поясняя их следующим образом: «Змея, когда ранят ее тело, всячески старается соблюсти целой главу; а христианин в трудных обстоятельствах да старается соблюдать веру в Промысл Всесильного и Всеблагого Бога. Иже воздаст коемуждо по делом терпения, чтобы чрез сию веру удержать себя в пределах незлобия голубиного».

Евангелие – это Книга Вечной жизни, источник Вечной жизни (2Тим. 1, 12-13) и спасения (Деян. 13, 26; Еф. 1, 13), поэтому все старцы советовали читать Евангелие и вникать в смысл евангельских строк. По благочестивой традиции, каждый христианин ежедневно должен прочитывать главу из Евангелия. Старец Амвросий писал, что Евангелие следует «читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь, не понимаешь – читай. Благодатное слово евангельское сильно прогонять скуку и уныние и успокоит тебя, только читай побольше и подольше…»

Преподобный Амвросий Оптинский, восприяв святоотеческую традицию толкования Священного Писания, расширяет ее в практическом плане, научая своих учеников понимать и исполнять евангельские заповеди опытно, правильно применять их в своей жизни, при самых различных жизненных обстоятельствах.