Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Спе­ши отк­ры­вать яз­вы ду­шев­ные пред Гос­по­дом и ищи раз­ре­ше­ния и про­ще­ния. И ес­ли по про­ще­нии па­ки в то же впа­ла, па­ки при­бе­гай к по­ка­я­нию, и так до кон­ца. И Бог, ви­дя твой труд, твое по­ка­я­ние, не ос­та­вит те­бя без Сво­ей по­мо­щи и ми­лос­ти. Ес­ли Он нам за­ве­щал про­щать ка­ю­ще­му­ся бра­ту седмь­де­сять раз сед­ме­ри­цею, то не боль­ше ли Сам по­даст нам про­ще­ние, ког­да мы при­бег­нем к Не­му с по­ка­я­ни­ем. А что страс­ти не отс­ту­па­ют, то сие по смот­ре­нию Бо­жию. Пи­шут свя­тые от­цы, что страс­ти и па­де­ния сми­ря­ют че­ло­ве­ка, при­во­дят его в сок­ру­ше­ние сер­деч­ное и тем прив­ле­ка­ют ему Бо­жие ми­ло­сер­дие.

преп. Иосиф

Имей об­щее по­ка­ян­ное чувство. Имей сми­ре­ние. Тер­пи все, что те­бе по­сы­ла­ет Гос­подь, и Он, Ми­ло­сер­дый, при­мет твое по­ка­я­ние и по­ми­лу­ет те­бя.

преп. Никон

В сло­вах са­мох­ва­ле­ния и са­мо­оп­рав­да­ния всег­да кро­ет­ся не­по­кор­ность и гор­дость, че­го отв­ра­ща­ет­ся Бог. По сог­ре­ше­нии не­мед­лен­но на­до „бе­жать", ска­жешь: ку­да же? – К ти­хо­му прис­та­ни­щу сер­деч­но­го по­ка­я­ния. Каж­дый ве­чер пе­ред сном выс­ка­жи Бо­гу Серд­це­вед­цу все свои пог­реш­нос­ти, со­де­лан­ные в де­ле, сло­ве, в по­мыс­лах, и верь, что Бог при­ни­ма­ет твое сер­деч­ное по­ка­я­ние. При этом ста­рай­ся сок­ру­шать свое серд­це па­мятью вне­зап­ной смер­ти.

преп. Иосиф

Скорби посылаются от Любви

Прп. Макарий Оптинский

О тихой и счастливой жизни мечтает, наверное, каждый человек, но не всегда наши желания согласуются с действительностью. Зачастую на нас обрушиваются разного рода скорби и несчастья, приводящие нас в уныние, а порой, если эта проблема слишком велика, — и в отчаяние. И в таких сложных обстоятельствах в сердце верующего человека может начать проникать сомнение: если есть Бог, и Он есть любовь, то почему Он наказывает меня? На этот вопрос даёт ответ в своих письмах прп. Макарий Оптинский. Так он пишет: «Искушения посылаются или для наказания за грехи, или к искусу нашей веры и любви к Богу, или для того, чтобы возбранить от грехов». Но самую главную причину ниспосылаемых на нас скорбей старец видит в исключительной любви Божией к падшему человеку: «Находясь в безскорбной жизни, мы забыли бы себя и уклонились бы всем сердцем к миру и его обольстительным удовольствиям, которые повреждают душу и отлучают от Бога: a, когда сердце поражено скорбию, то уже невольно умирает миру, его ничто не обольщает; не находя нигде утешения, прибегает к Богу и конечно получает по временам утешение. Бог – любовь есть (1Ин. 4, 8) и от любви Своей посещает нас скорбями, видя, что неполезна для нас отрадная жизнь. Св. Писание говорит: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Прит. 3, 12)».

Указав на основные источники наших скорбей, прп. Макарий говорит и о средствах к наиболее лёгкому их перенесению, а именно: «При благодарном же терпении, со смирением, сознанием своей греховности и покорностию воле Божией, скорби наши облегчаются и скоро проходят».

В письме к одной монахине он говорит: «Вижу, что ты живешь, скорбишь, и ропщешь чем только больше увеличиваешь свои скорби. Скорби нельзя не иметь, ибо в безскорбной жизни мы себя забудем, и в многоразличные страсти впадем. Апостол св. пишет: во всем скорбяще, но не стужающе си (2Кор. 4, 8), т. е. не малодушествовать, не роптать, а надобно еще благодарить Бога, что посылает оные; ибо без Его мановения ни едина скорбь не может приключиться. Как же ты научишься терпению, когда не будешь иметь никакой скорби? Скорби же посылает Господь от любви, и отвергающий скорби отвергается своего спасения».

Помня наставления преподобного старца Макария, не будем всякий раз возмущаться и роптать на случающиеся с нами искушения, но с верою и надеждою принимать всё, как от руки Божией, ибо многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14, 22).