Аудио-трансляция

Во Свя­том Еван­ге­лии Сам Гос­подь гла­го­лет: бу­ди­те муд­ри яко змия и це­ли яко го­лу­бие (Мф. 10, 16). Муд­рость зми­ина, по из­ре­че­нию тол­ков­ни­ков, сос­то­ит в том, ког­да бь­ют змию, то она бо­лее все­го хра­нит го­ло­ву, так и хрис­ти­а­нин в на­пас­тях и труд­ных обс­то­я­тель­ствах дол­жен бо­лее все­го хра­нить ве­ру; во-вто­рых, муд­рость зми­ина сос­то­ит в том, ког­да змия хо­чет ски­нуть с се­бя ста­рую ко­жу, то про­ла­зит сквозь тес­ную сква­жи­ну, а ина­че с се­бя ста­рую ко­жу ски­нуть не мо­жет; так и хрис­ти­а­нин, ес­ли же­ла­ет сов­ле­щи­ся вет­хо­го че­ло­ве­ка, то дол­жен про­хо­дить тес­ный путь по еван­гельс­ко­му уче­нию. Це­лость же го­лу­би­ная сос­то­ит в нез­ло­бии и про­ще­нии обид или до­сад и по­доб­но­го.

преп. Амвросий

Скорби посылаются от Любви

Прп. Макарий Оптинский

О тихой и счастливой жизни мечтает, наверное, каждый человек, но не всегда наши желания согласуются с действительностью. Зачастую на нас обрушиваются разного рода скорби и несчастья, приводящие нас в уныние, а порой, если эта проблема слишком велика, — и в отчаяние. И в таких сложных обстоятельствах в сердце верующего человека может начать проникать сомнение: если есть Бог, и Он есть любовь, то почему Он наказывает меня? На этот вопрос даёт ответ в своих письмах прп. Макарий Оптинский. Так он пишет: «Искушения посылаются или для наказания за грехи, или к искусу нашей веры и любви к Богу, или для того, чтобы возбранить от грехов». Но самую главную причину ниспосылаемых на нас скорбей старец видит в исключительной любви Божией к падшему человеку: «Находясь в безскорбной жизни, мы забыли бы себя и уклонились бы всем сердцем к миру и его обольстительным удовольствиям, которые повреждают душу и отлучают от Бога: a, когда сердце поражено скорбию, то уже невольно умирает миру, его ничто не обольщает; не находя нигде утешения, прибегает к Богу и конечно получает по временам утешение. Бог – любовь есть (1Ин. 4, 8) и от любви Своей посещает нас скорбями, видя, что неполезна для нас отрадная жизнь. Св. Писание говорит: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Прит. 3, 12)».

Указав на основные источники наших скорбей, прп. Макарий говорит и о средствах к наиболее лёгкому их перенесению, а именно: «При благодарном же терпении, со смирением, сознанием своей греховности и покорностию воле Божией, скорби наши облегчаются и скоро проходят».

В письме к одной монахине он говорит: «Вижу, что ты живешь, скорбишь, и ропщешь чем только больше увеличиваешь свои скорби. Скорби нельзя не иметь, ибо в безскорбной жизни мы себя забудем, и в многоразличные страсти впадем. Апостол св. пишет: во всем скорбяще, но не стужающе си (2Кор. 4, 8), т. е. не малодушествовать, не роптать, а надобно еще благодарить Бога, что посылает оные; ибо без Его мановения ни едина скорбь не может приключиться. Как же ты научишься терпению, когда не будешь иметь никакой скорби? Скорби же посылает Господь от любви, и отвергающий скорби отвергается своего спасения».

Помня наставления преподобного старца Макария, не будем всякий раз возмущаться и роптать на случающиеся с нами искушения, но с верою и надеждою принимать всё, как от руки Божией, ибо многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14, 22).