Остаться или уйти Революционные беспорядки 1905-1906 годов
Статья из цикла публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому), приуроченных к изданию Оптиной Пустынью жития святителя.
Мятежное время брало свое, и революционные беспорядки, ставшие в то время в духовных учебных заведениях повсеместными, коснулись и Самарской семинарии. 13 октября 1905 года семинаристы прекратили занятия и, собравшись в актовом зале, потребовали реформы духовной школы; к ним не примкнули из практических соображений лишь выпускники, семинаристы последнего, 6-го класса. Правление семинарии приняло решение распустить всех воспитанников по домам, за исключением 6-го класса, до тех пор, пока не представится возможность восстановить нормальный учебный процесс.
За день до этих событий, 12 октября, архимандрит Вениамин был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. На новое место служения он прибыл в самый разгар революционных беспорядков и забастовок, которые в значительной степени имели влияние на настроение воспитанников и в этом учебном заведении. При первой же встрече с новым ректором 12 ноября 1905 года учащиеся Санкт-Петербургской духовной семинарии обратились к нему с просьбой поддержать их требования. Вечером того же дня правлению семинарии была передана петиция семинаристов.
Кризис духовного образования со всеми его последствиями оказался настолько глубок, что занятия в семинарии удалось возобновить только после рождественских каникул, 13 января 1906 года. Правление семинарии предупредило, что в случае повторения волнений семинария или отдельные ее классы будут закрыты до августа 1906 года в соответствии с указом Святейшего Синода. Несмотря на это предупреждение, 1 мая большая часть классов вновь устроила забастовку в знак поддержки пролетариата в его борьбе с буржуазией, как заявили сами семинаристы. На следующий день все бастовавшие семинаристы были отчислены с условием приема обратно лишь после экзамена. Все они должны были немедленно покинуть помещения семинарии и разъехаться по домам. Продолжили учиться всего лишь два отделения — из 3-го и 5-го классов. Забастовки 1905-1906 годов парализовали деятельность большинства семинарий в стране.
В августе – сентябре 1906 года состоялись приемные экзамены для уволенных. Перед молебном на начало нового учебного года архимандрит Вениамин обратился к семинаристам со словом: «Вступая в новый учебный год, – сказал он, – мы не знаем, что ждет нас впереди: будущее закрыто от нас непроницаемой завесой.
Но, собравшись сейчас сюда, зададим себе кажущиеся на первый взгляд странными вопросы: куда мы собрались и зачем мы собрались? <…>
Пусть тот из вас, в ком есть голос совести, твердо решит сейчас же, у входа в это духовное святилище, вопрос: оставаться ли ему здесь с нами или уйти, чтобы не вредить ни нам, ни себе?
То великое и святое дело, которое нам предстоит делать в наступающем году, – дело не новое, его делали наши предшественники. Значит, нам придется продолжать ранее нас начатое. Кто не согласен или кому не позволяет его совесть подчиниться существующим здесь законным порядкам и требованиям, тот пусть уходит отсюда и ищет себе подходящих условий и порядков, подходящего режима.
Таким образом, хотя будущее и сокрыто от нас, но путь, по которому нам надлежит идти, ясно определен.
Правда, он нелегок, этот путь, особенно в наше растерянное время, но он – путь Христов и в результате может дать надежных, просвещенных и честных делателей, в которых так нуждается наше ослабевшее и расстроившееся дорогое Отечество».