Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Се­ти вра­жии тон­ки и не­у­доб­но пос­ти­га­е­мы, од­но лишь сми­ре­ние их из­бе­га­ет.

преп. Макарий

В Еван­ге­лии ска­за­но: Мо­ли­тесь за вра­гов ва­ших (ср.: Мф. 5, 44), — и, действи­тель­но, вра­ги, же­лая нам до­са­дить и сде­лать что-ли­бо злое, де­ла­ют это иск­лю­чи­тель­но по сво­е­му не­рас­по­ло­же­нию к нам, но по боль­шей час­ти сво­им злом пре­се­ка­ют боль­шее зло, ко­то­рое гро­зи­ло нам. По­э­то­му они ис­тин­ные на­ши бла­го­де­те­ли, за ко­то­рых нам на­до мо­лить­ся.

преп. Макарий

Ви­ди­мых вра­гов у нас быть не долж­но, про­тив них од­но ору­жие: мо­лит­ва за них, ну а не­ви­ди­мых у нас всег­да бы­ло мно­го и бу­дет мно­го.

преп. Варсонофий

Отчего люди грешат?

Благодатные советы оптинских старцев оживляли души, побуждали людей идти по пути спасения и христианского совершенствования. В кратких наставлениях содержался богатый духовный опыт, приобретенный годами внимательной молитвенной жизни под руководством опытных духовных наставников.

Преп. Амвросий Оптинский

О высоте и ответственности старческого служения первый агиограф старца Амвросия архимандрит Григорий (Борисоглебский) писал: «В Оптинскую обитель, к старцу, стали стекаться посетители со всех концов Руси и в громаднейшем числе. Все шли с сильною верой и с глубокой надеждой. Многие приходили не за исцелением только духовных недугов, но и за уврачеванием телесных болезней. К старцу шли прямо как к святому человеку. К нему несли показывать самые глубокие и застарелые душевные раны, которых не могли залечить в мире. К нему шли люди всяких званий – и знатные, и простые, и богатые, и бедные – и все шли с верой и надеждой»1.

Очень часто паломники для памяти записывали наставления старца Амвросия, которые после его кончины были собраны и опубликованы в его Жизнеописании.
– Отчего люди грешат? – нередко спрашивал старец. И давал такой ответ:
– Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности – служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения.

Это три исполина – уныние, или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене смиренного и окаянного раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…»

Одним из препятствий на пути спасения старец Амвросий называл уныние, которое определял следующим образом: «Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает».

Для духовного назидания старец складывал свои поучения в форму присказки: «Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог», «Скука – унынию внука, а лени – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Чтобы побороть леность, которая отдаляет от дел благочестия, старец Амвросий советовал всегда держать в памяти евангельские слова: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12).

В письме к одному своему духовному чаду старец писал, что «желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждой. А желать видеть свое спасение ясно как на ладони, – желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена, – то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град, и подобное тому, то кольми паче в духовной жизни бывают прелоги и неожиданные изменения».

«Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться», – наставлял старец Амвросия.

Когда душевные язвы открыты и уврачеваны в Таинстве исповеди, то душа, очищается от греха и слова устремляется к Богу. В «Православной энциклопедии» грех определяется как «нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом». Таким образом, избавление от греха, искоренение его в нашем сердце, позволяет вновь восстановить «нормы бытия», заповеданные Самим Богом.

Прислушается внимательно к советам преподобного Амвросия, которые, по словам архимандрита Иоанна (Маслова), «согревали охладевшие сердца, открывали душевные очи, просвещали разум, призывали людей к раскаянию, душевному миру и духовному возрождению; они покоряли сердца людей, вселяя в них благодатный мир и тишину. Словом – вот чем служил миру старец Амвросий. Его слово горело огнем неотразимого благодатного убеждения; оно согревало теплотой любви каждое сердце, несло всем мир и счастье. Старец, подобно апостолам, звал всех к жизни небесной; он каждого призывал стяжать нетленное богатство Богосыновства, соделаться наследником Царствия Божия»1.


Григорий (Борисоглебский), архим. Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия. Серпухов, 2015. С. 133– 134.

Иоанн (Маслов), архим. Оптинский старец Преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие // Богословские труды. 1990. Т. 30. С. 128.