Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бы­ва­ют вре­ме­на горь­ки, тяж­ки и том­ны. Без это­го нель­зя обой­тись. На чувствен­ной вой­не мно­гие бы­ва­ют ра­не­ны и пре­тер­пе­ва­ют бо­лез­ни, коль­ми па­че на сей ду­хов­ной бра­ни мно­ги ра­ны при­ем­лем от ду­хов зло­бы, а па­че ког­да воз­на­де­ем­ся на свои си­лы и ра­зум, то и по­беж­да­ем­ся, по­ка сми­рим­ся, поз­нав­ши свою не­мощь.

преп. Макарий

Упо­доб­ля­ет­ся на­ша жизнь до­воль­но глу­бо­ко­му рву, ко­то­рый в дожд­ли­вое вре­мя на­пол­ня­ет­ся так, что и пе­ре­ез­ду не бы­ва­ет, в дру­гое же вре­мя иcсы­ха­ет так, что нис­коль­ко по нем не те­чет во­да. Свя­ты­ми же от­ца­ми пох­ва­ля­ет­ся та­кая жизнь, ко­то­рая про­хо­дит, по­доб­но ма­ло­му ру­чей­ку, пос­то­ян­но те­ку­ще­му и ни­ког­да не ис­сы­ха­ю­ще­му. Ру­че­ек этот удо­бен во-пер­вых, к пе­ре­хо­ду, во-вто­рых, при­я­тен и по­ле­зен всем про­хо­дя­щим, по­то­му что во­да его бы­ва­ет при­год­на для питья, так как ти­хо те­ку­щая и по­то­му ни­ког­да не бы­ва­ю­щая мут­ною...

преп. Амвросий

В бра­нях про­тив­ляй­ся со сми­ре­ни­ем, как пи­са­но и по­ка­за­но нам от отец, и аще слу­чит­ся пас­ти, па­ки возс­та­вай и знай, что за гор­дость ис­ку­ша­ешь­ся оны­ми. Бе­жи к са­мо­у­ко­ре­нию и сми­ре­нию, а не из кельи. Дон­де­же не сот­рет­ся мо­нах раз­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми и скорбь­ми, не мо­жет поз­нать сво­ей не­мо­щи и сми­рить­ся.

преп. Макарий

Отчего люди грешат?

Благодатные советы оптинских старцев оживляли души, побуждали людей идти по пути спасения и христианского совершенствования. В кратких наставлениях содержался богатый духовный опыт, приобретенный годами внимательной молитвенной жизни под руководством опытных духовных наставников.

Преп. Амвросий Оптинский

О высоте и ответственности старческого служения первый агиограф старца Амвросия архимандрит Григорий (Борисоглебский) писал: «В Оптинскую обитель, к старцу, стали стекаться посетители со всех концов Руси и в громаднейшем числе. Все шли с сильною верой и с глубокой надеждой. Многие приходили не за исцелением только духовных недугов, но и за уврачеванием телесных болезней. К старцу шли прямо как к святому человеку. К нему несли показывать самые глубокие и застарелые душевные раны, которых не могли залечить в мире. К нему шли люди всяких званий – и знатные, и простые, и богатые, и бедные – и все шли с верой и надеждой»1.

Очень часто паломники для памяти записывали наставления старца Амвросия, которые после его кончины были собраны и опубликованы в его Жизнеописании.
– Отчего люди грешат? – нередко спрашивал старец. И давал такой ответ:
– Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности – служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения.

Это три исполина – уныние, или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене смиренного и окаянного раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…»

Одним из препятствий на пути спасения старец Амвросий называл уныние, которое определял следующим образом: «Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает».

Для духовного назидания старец складывал свои поучения в форму присказки: «Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог», «Скука – унынию внука, а лени – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Чтобы побороть леность, которая отдаляет от дел благочестия, старец Амвросий советовал всегда держать в памяти евангельские слова: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12).

В письме к одному своему духовному чаду старец писал, что «желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждой. А желать видеть свое спасение ясно как на ладони, – желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена, – то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град, и подобное тому, то кольми паче в духовной жизни бывают прелоги и неожиданные изменения».

«Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться», – наставлял старец Амвросия.

Когда душевные язвы открыты и уврачеваны в Таинстве исповеди, то душа, очищается от греха и слова устремляется к Богу. В «Православной энциклопедии» грех определяется как «нарушение норм бытия тварного мира, установленных Богом». Таким образом, избавление от греха, искоренение его в нашем сердце, позволяет вновь восстановить «нормы бытия», заповеданные Самим Богом.

Прислушается внимательно к советам преподобного Амвросия, которые, по словам архимандрита Иоанна (Маслова), «согревали охладевшие сердца, открывали душевные очи, просвещали разум, призывали людей к раскаянию, душевному миру и духовному возрождению; они покоряли сердца людей, вселяя в них благодатный мир и тишину. Словом – вот чем служил миру старец Амвросий. Его слово горело огнем неотразимого благодатного убеждения; оно согревало теплотой любви каждое сердце, несло всем мир и счастье. Старец, подобно апостолам, звал всех к жизни небесной; он каждого призывал стяжать нетленное богатство Богосыновства, соделаться наследником Царствия Божия»1.


Григорий (Борисоглебский), архим. Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия. Серпухов, 2015. С. 133– 134.

Иоанн (Маслов), архим. Оптинский старец Преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие // Богословские труды. 1990. Т. 30. С. 128.