Аудио-трансляция

Что­бы был плод ду­хов­ный, нуж­ны из­ве­ст­ные ус­ло­вия: се­мя (сло­во) хо­ро­шее и поч­ва хо­ро­шая. Плод соз­ре­ва­ет при на­ли­чии тер­пе­ния. Сколь­ко бы­ло слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, не ви­дя ожи­да­е­мо­го пло­да, впа­дал в уны­ние, и все его тру­ды про­па­да­ли. На­до иметь ре­ши­мость все тер­петь. Толь­ко тог­да мож­но на­де­ять­ся на по­лу­че­ние же­ла­е­мо­го. В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19).

преп. Никон

В Оптиной пустыни почтили память «избранного угодника Божия и чудотворца» преподобного старца Оптинского Амвросия

23 октября – день блаженной кончины великого Оптинского старца прп. Амвросия (1812‑1891). В свое время преподобный оказал значительное влияние на духовную жизнь России XIX века. Многими чудесами прославил Господь Своего подвижника за его святость и богоугодное житие. Преподобный Амвросий – один из самых почитаемых старцев у русского народа, к раке с его мощами с благоговением и молитвой ежедневно стекается множество верующих.

По традиции в день памяти старца и в престольный праздник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь совершаются торжественные богослужения.

Епископ Можайский Леонид и епископ Россошанский и Острогожский Андрей

22 октября, в канун праздника, во Введенском соборе наместником монастыря епископом Можайским Леонидом, викарием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в сослужении братии обители была совершена малая вечерня с чтением акафиста прп. Амвросию Оптинскому перед ракой с его святыми мощами.

Всенощное бдение во Введенском соборе монастыря 22 октября совершали два архиерея: наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Леонид и епископ Россошанский и Острогожский Андрей, прибывший совместно с клириками Россошанской епархии для того, чтобы принять участие в знаменательных праздниках.

23 октября, в день памяти старца, в монастыре совершалось 5 Божественных литургий. Раннее богослужение в Амвросиевском приделе Введенского собора возглавил наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря епископ Можайский Леонид. Одну из поздних Литургий возглавил епископ Россошанский и Острогожский Андрей. За богослужениями сослужила братия монастыря в священном сане и клирики Россошанской епархии.

По завершении богослужений наместник монастыря епископ Леонид сопроводил гостя-архиерея в Иоанно-Предтеченский скит, показал келью прп. Амвросия.

О преподобном Амвросие, старце Оптинском

Преп. Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий – наиболее известный старец Оптиной Пустыни. Духовный опыт и необычайные дарования старца, его прозорливость и умение указать каждому удобный и верный путь ко спасению во Христе стяжали отцу Амвросию всероссийскую известность. Приезжали в Оптину и беседовали со старцем Достоевский, Соловьёв и другие известные деятели русской культуры.

Старческое служение преподобного Амвросия началось прежде всего с окормления братии Оптиной пустыни. Старец сильно любил обитель и её питомцев. Каждый из братии поверял старцу свою душу, вся пустынь жила им. Все шли к нему по своим духовным нуждам и получали полное удовлетворение и успокоение.

Но служение старца не ограничивалось только Оптиной. С утра до позднего вечера продолжался приём мирских посетителей. Каждый шёл со своими скорбями и просил выслушать его и дать ответ. Многие жили, по неделям и месяцам ожидая приёма. Будучи облечён даром прозорливости, старец часто, не спрашивая человека, давал ему ответ на то, о чём тот хотел спросить.

Преподобный никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. На насущный вопрос: «Как жить?» – он отвечал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Мы должны,— говорил старец,— жить на земле так, как колесо вертится: оно чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

Преподобный стяжал дар духовного рассуждения – высший дар старческого окормления. Однако этот дар он прикрыл покровом смирения и чрезвычайной мягкостью в своих отношениях с братией. Один инок открыл преподобному помысл, что он не считает старца обретшим Божью благодать, а лишь только стяжавшим дар рассуждения. На это отец Амвросий сказал: «Что ж, ведь это то же что-нибудь да значит». И лишь после кончины старца инок этот, читая однажды Пролог, с удивлением обнаружил, что древние подвижники самой важной добродетелью считали духовное рассуждение.

«Чада духовные! – поучал старец Амвросий, – понудим себя иметь ко всем любовь и благорасположение, доброжелательство ко всем любящим и нелюбящим нас, благосклонным и неблагосклонным, благоприветливым и неблагоприветливым. Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает». Ему же подобает слава во веки веков. Аминь!

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь