Аудио-трансляция

Ес­ли ко­му ког­да ми­ло­ва­ние ка­кое-ни­будь сде­ла­е­те, за это по­ми­ло­ва­ны бу­де­те. Ес­ли пост­раж­де­те со страж­ду­щим, ка­жет­ся, не ве­ли­ко сие по ви­ди­мо­му, с му­че­ни­ки счис­ля­е­тесь. Ес­ли прос­тишь оби­дя­ще­го, и за сие не толь­ко все гре­хи прос­тят­ся, но и дще­рию Не­бес­но­го От­ца бы­ва­ешь. Ес­ли по­мо­лишь­ся от серд­ца о спа­се­нии хо­тя ма­ло, и спа­сешь­ся. Ес­ли не осу­дишь сог­ре­ша­ю­ще­го, и за сие те­бе спа­се­ние. Ес­ли уко­ришь се­бя пе­ред Бо­гом за гре­хи, со­вес­тию чувству­е­мые, и за то оп­рав­да­на бу­дешь. Ес­ли ис­по­ве­да­ешь гре­хи свои пред Бо­гом, и за сие – про­ще­ние и мзда. Ес­ли по­пе­ча­лу­ешь о гре­хах, или уми­лишь­ся, или прос­ле­зишь­ся, или воз­дох­нешь, и воз­ды­ха­ние твое не ута­ит­ся от Не­го, не та­ит­ся бо от Не­го, гла­го­лет свя­той Си­ме­он, кап­ля слез­ная, ни­же кап­ли часть не­кая.

преп. Моисей

«Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми»
Ко дню памяти преподобного Анатолия (Зерцалова)

Преп. Анатолий (Зерцалов)

Как писал церковный историк И.М. Концевич, преподобный оптинский старец Анатолий (Зерцалов) обладал «светлым, пасхальным», радостным духом. По воспоминаниям современников, старец мог в нескольких словах сказать человеку самое важное, утешить, поддержать, наставить. Особенно заботился о стяжании у своих учеников смирения, терпения и послушания.

В письмах старец наставлял своих духовных чад: «Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Этот путь, т.е. путь смирения, самый надежный и, как говорят отцы, “непадательный”. Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех?»

О том, как обрести смирение, старец писал: «…сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: Всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуги, и драгоценные камни, и древа райские, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Материю – все это отлетит от тебя».

В Евангелии Спаситель говорит: «Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк. 14, 11).

Старец наставлял: «Главное, смиряйся. Лишь потеряешь смирение и самоукорение – тогда прощай».

Отсутствие смирения, ропот разрушает все духовные плоды. О том, как неугоден Господу ропот, старец Анатолий рассказывал: «В Белёвском Крестовоздвиженском монастыре жила схимонахиня, сестра матушки игумении Павлины, – она имела в своей жизни много скорбей, вела жизнь примерную и по времени скончалась.

Одна любившая ее монахиня, желавшая знать ее загробную долю, увидела после усиленной молитвы почившую схимонахиню во сне. Она сидела в комнате, озаренная необыкновенным светом, но при этом была невесела.

На вопрос о причине этой ее грусти она отвечала:
– Да, здесь хорошо, но было бы несравненно лучше, если бы я могла видеть лице Божие, а мне это-то нельзя… Не несла я без ропота скорбей.

Только тот, кто нес крест скорбей без ропота, хотя жезл скорбей проходил через самое его сердце, – только тот может видеть лице Господа».

Собрание писем старца Анатолия – это драгоценный учебник христианской жизни. Одна из основных тем его писем – о стяжании смирения, как одной из главных христианских добродетелей, основе духовной жизни: «Иисус послушлив был даже до смерти. Тем же и Бог Его превознесе! “Собрание смиренных – собрание Серафимов”. Не простых только Ангелов, но высочайших небесных чинов. Еще говорю и повторяю, будь смиренна, будь благопокорлива, не будь любочестива и любопоказательна, и возлюбит тя беcконечно Любящий смиренных!»