Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да на­чи­на­ешь мо­лить­ся, при­во­дишь се­бе на па­мять гре­хи и оп­ла­ки­ва­ешь их.– Так и на­до мо­лить­ся. За тем иног­да чувству­ешь по­кой и ра­дость и ду­ма­ешь, что это от вра­га.– Но от вра­га ес­ли и бы­ва­ет ра­дость, то, по за­ме­ча­нию свя­тых от­цев, нест­рой­ная, не со­об­ща­ю­щая ду­ше мир и ти­ши­ну. И не удив­ляй­ся то­му, что Гос­подь по­да­ет в мо­лит­ве мир и ти­ши­ну, ибо не всег­да бы­ва­ет это по дос­то­и­н­ству, а по не­ве­до­мым судь­бам Бо­жи­им. И по­то­му, ког­да бу­дешь ощу­щать та­кую ра­дость и по­кой, счи­тай се­бя вся­чес­ки не­дос­той­ною се­го да­ра Бо­жия и вся­чес­ки уко­ряй се­бя пред Гос­по­дом, что по не­ра­де­нию сво­е­му не мо­жешь удер­жать в се­бе этот дар и вско­ре те­ря­ешь его.

преп. Иосиф

Не жди­те от мо­лит­вы од­них вос­тор­гов, не уны­вай­те, ког­да не ощу­ти­те ра­дос­ти. Ведь и так бы­ва­ет, что сто­ишь, сто­ишь в церк­ви, а буд­то внут­ри не серд­це, а так, де­ре­вяш­ка, да де­ре­вяш­ка-то не­ост­ру­ган­ная... Ну что ж, и за это, т.е. за де­ре­вяш­ку, спа­си Гос­по­ди. Зна­чит, на­до так бы­ло. Ведь иная ду­ша, пе­ре­жив вы­со­кие вос­тор­ги, и во­зом­нить о се­бе мо­жет, а та­кое сос­то­я­ние „ока­ме­нен­но­го не­чу­в­ствия" сми­ря­ет ее.

преп. Варсонофий

Мы са­ми по се­бе, без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи, и по­мо­лить­ся-то не в сос­то­я­нии: не мо­жем мы мо­лить­ся как сле­ду­ет и не зна­ем, как и о чем мо­лить­ся.

преп. Никон

«Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми»
Ко дню памяти преподобного Анатолия (Зерцалова)

Преп. Анатолий (Зерцалов)

Как писал церковный историк И.М. Концевич, преподобный оптинский старец Анатолий (Зерцалов) обладал «светлым, пасхальным», радостным духом. По воспоминаниям современников, старец мог в нескольких словах сказать человеку самое важное, утешить, поддержать, наставить. Особенно заботился о стяжании у своих учеников смирения, терпения и послушания.

В письмах старец наставлял своих духовных чад: «Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Этот путь, т.е. путь смирения, самый надежный и, как говорят отцы, “непадательный”. Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех?»

О том, как обрести смирение, старец писал: «…сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: Всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуги, и драгоценные камни, и древа райские, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Материю – все это отлетит от тебя».

В Евангелии Спаситель говорит: «Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк. 14, 11).

Старец наставлял: «Главное, смиряйся. Лишь потеряешь смирение и самоукорение – тогда прощай».

Отсутствие смирения, ропот разрушает все духовные плоды. О том, как неугоден Господу ропот, старец Анатолий рассказывал: «В Белёвском Крестовоздвиженском монастыре жила схимонахиня, сестра матушки игумении Павлины, – она имела в своей жизни много скорбей, вела жизнь примерную и по времени скончалась.

Одна любившая ее монахиня, желавшая знать ее загробную долю, увидела после усиленной молитвы почившую схимонахиню во сне. Она сидела в комнате, озаренная необыкновенным светом, но при этом была невесела.

На вопрос о причине этой ее грусти она отвечала:
– Да, здесь хорошо, но было бы несравненно лучше, если бы я могла видеть лице Божие, а мне это-то нельзя… Не несла я без ропота скорбей.

Только тот, кто нес крест скорбей без ропота, хотя жезл скорбей проходил через самое его сердце, – только тот может видеть лице Господа».

Собрание писем старца Анатолия – это драгоценный учебник христианской жизни. Одна из основных тем его писем – о стяжании смирения, как одной из главных христианских добродетелей, основе духовной жизни: «Иисус послушлив был даже до смерти. Тем же и Бог Его превознесе! “Собрание смиренных – собрание Серафимов”. Не простых только Ангелов, но высочайших небесных чинов. Еще говорю и повторяю, будь смиренна, будь благопокорлива, не будь любочестива и любопоказательна, и возлюбит тя беcконечно Любящий смиренных!»