Аудио-трансляция

Де­тям дай­те доб­рое вос­пи­та­ние от­но­си­тель­но нрав­ствен­нос­ти, и, ког­да они бу­дут дос­той­ны и бу­дет им по­лез­но, Бог си­лен обо­га­тить их или да­ро­вать нуж­ное и до­воль­ное.

преп. Макарий

Испытывайте себя, в вере ли выК дню памяти преподобноисповедника Никона Оптинского

Прписп. Никон (Беляев)

8 июля Святая Православная Церковь празднует память преподобноисповедника Никона Оптинского. В этот день в 1931 году подвижник почил в далеком Архангельском крае. В советские годы перед многими встал вопрос о вере, о преданности и верности Святой Православной Церкви. Кто-то в революционной угаре стал разрушать монастыри и храмы, воодушевляя себя словами нового гимна «кто был никем – тот станет всем». Но многие, несмотря на все испытания, сохранили веру, засвидетельствовав ее своей исповеднической жизнью и мученической кончиной. В тяжелые годы лихолетий они горячо молились за нашу Родину, чтобы с помощью Божией она снова возродилась, молились о том, чтобы народ опомнился, очистил свою мятущуюся душу в таинстве покаяния и возродился к жизни во Христе.

В 1919 году монастырь Оптина Пустынь был преобразован в племенное хозяйство. В мае 1919 года отец Никон был временно назначен хранителем имущества музея, который находился на территории обители. 17/30 сентября 1919 года о. Никон был впервые арестован и заключен в Козельскую тюрьму. С этого времени отец Никон не раз оказывался в застенках. Сохранились некоторые его письма, написанные в тюрьме. В них – свидетельство его непоколебимой веры, праведной жизни и постоянной устремленности к Богу.

В одном из писем, написанном в камере в 1922 году, преподобноисповедник пишет о духовном завете, который он получил от своего старца – преподобного Варсонофия Оптинского: «Эти дни я неоднократно вспоминал Батюшку Варсонофия. Мне вспоминались его слова и его наставление, данное мне однажды, а может быть, и не однажды. Он говорил мне:
– Апостол завещавает: «Испытывайте себя, в вере ли вы» (2Кор. 13, 5), – и продолжал: – Смотрите, что говорит тот же Апостол: «Течение скончах, веру соблюдох, а теперь мне готовится уже венец» (2Тим. 4, 7-8). Да, великое дело – сохранить, соблюсти веру. Поэтому и я вам говорю: испытывайте себя, в вере ли вы. Если сохраните веру, можно иметь благонадежие о своей участи».

Когда все это говорил мне почивший Старец (а говорил он хорошо и с воодушевлением, насколько помнится, вечером, при тихом свете лампады в его дорогой, уютной старческой келье), я почувствовал, что он говорит что-то дивное, высокое, духовное. Ум и сердце с жадностью схватывали его слова. Я и прежде слышал это апостольское изречение, но не производило оно на меня такого действия, такого впечатления.

Мне казалось: что особенного – сохранить веру? Я верую и верую по‑православному, никаких сомнений в вере у меня нет. Но тут я почувствовал, не скажу, что понял, а именно почувствовал, что в изречении этом заключается что-то великое; что, действительно, велико: несмотря на все искушения, на все переживания житейские, на все соблазны – сохранить в сердце своем огонь святой веры неугасимым, и неугасимым даже до смерти, ибо сказано: «Течение скончах», т.е. вся земная жизнь уже прожита, окончена, уже пройден путь, который надлежало пройти, я уже нахожусь на грани земной жизни, за гробом уже начинается иная жизнь, которую уготовала мне моя вера, которую я соблюл. «Течение скончах, веру соблюдох». И заповедал мне дивный Старец проверять себя время от времени в истинах веры православной, чтобы не уклониться от них незаметно для себя».

Современник преподобного Варсонофия и близкий ему по дух святитель Феофан Затворник толкует это место следующим образом: «Проба христиан – вера, любовию споспешествуемая. Не выдерживает пробы тот, кто или в вере храмлет, или в жизни по вере слаб и скуден. Апостол говорит как бы: если вы не выдерживаете такой пробы, то, конечно, в вас и Христа нет. Отсюда такое наведение: осмотритеся, не потому ли и во мне искушаете глаголющего Христа, что сами Его потеряли?»

И святитель Феофан, и преподобный Варсонофий писали о твердости веры накануне русской революции, которую Н.А. Бердяев называл «сплошной дезорганизацией и разложением, смертью государства, нации, культуры».

Старец Никон стал современником этих грозных событий, о которых он писал: «Ныне, когда поколебались устои Православной Российской Церкви, я вижу, как драгоценно наставление старца. Теперь, как будто, пришло время испытания: в вере ли мы. Ведь надо знать и то, что веру соблюсти может тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего, а это последнее может быть только у того, кто хранит себя от всякого греха, кто хранит свою нравственность. О, Господи! Сохрани меня в вере благодатию Твоею!

Мысль о возможности сохранения веры лишь при доброй нравственности не моя, это учение и Евангельское и святоотеческое. Вот что говорится в св. Евангелии от Иоанна, гл. 3, 19-21: «Свет прииде в мiр, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит Света и не приходит к Свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть: творяй же истину, грядет к Свету, да явятся дела его, яко о Бозе: суть соделана».

Светом тут Христос называет Себя. Он убеждает современных Ему иудеев оставить искания славы от человеков, при котором невозможно искание славы от Единого Бога, при котором человек неспособен к вере; они лишь насмехались… «Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы яже от Единого Бога не ищете?» (Ин. 5, 44).

И еп. Игнатий Брянчанинов, указывая на эти слова Евангельские, говорит, что, подобно другим страстям, страсть тщеславия уничтожает веру в сердце человеческом: подобно им, оно делает сердце человека не способным для веры во Христа, для исповедания Христа…»

Слова святого апостола: «Испытывайте себя, в вере ли вы» (2Кор. 13, 5), – обращены ко всем верующим. Оптинские старцы советовали помнить их и ими проверять свою веру – храним ли мы в сердце своем огонь святой веры неугасимым, с Христом ли мы или без Христа?