Аудио-трансляция

Будь­те мир­ны и здо­ро­вы, в ду­хов­ных бра­нех му­же­ст­вен­ны, а не ма­ло­душ­ны; креп­кое ору­жие на вра­га – са­мо­у­ко­ре­ние и сми­ре­ние, по­то­му оно и труд­но, что сок­ру­ша­ет всю его си­лу, и он то­му про­ти­вит­ся: ис­кус по­ка­жет поль­зу оно­го!

преп. Макарий

В преддверии Русской Голгофы

Великая княгиня Елисавета Феодоровна

18 июля – день памяти святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны

105 лет назад Великая княгиня Елизавета Феодоровна совершила паломничество в Оптину пустынь

География паломнических поездок Великой княгини царствующего дома Романовых, почётного члена и председателя Императорского православного палестинского общества (ИППО) с 1905 по 1917 год, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве чрезвычайно широка.

Великой княгине была присуща исконно русская любовь к паломничеству. Не раз ездила она в Троице-Сергиеву лавру, Саровскую пустынь. Ездила в Зосимову пустынь, Вышенскую пустынь, была в Соловецком монастыре, посещала старинные русские города: Киев, Псков, Ярославль, Ростов, Мологу, Рыбинск, Углич… Она присутствовала на всех духовных торжествах, связанных с открытием или перенесением мощей угодников Божиих.

Паломнические путешествия по святым местам России Великая княгиня Елизавета Феодоровна (1864-1918), прославленная Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 1992 году вместе с сестрой Варварой в лике святых и включенные в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей), начала совершать ещё будучи лютеранкой.

Это способствовало успешному обращению Великой княгини в Православную веру1.

Она поддерживала отношения с рядом известных старцев того времени: схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым) из Елеазаровой пустыни, схиигуменом Германом (Гомзиным) и иеросхимонахом Алексием (Соловьёвым) из Зосимовой пустыни.

* * *

Памятным событием в жизни Оптиной Пустыни стало посещение обители Великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1914 году, за два месяца до начала Первой мировой войны. Об этом рассказывает неизвестный автор в журнале «Русский паломник»1.

«Великая княгиня Елизавета Федоровна 27 мая (9 июня н.с. – ред.) утром со станции Козельск проследовала в Оптину пустынь на монастырских лошадях, в открытом экипаже, прямо к Божественной литургии, – повествует очевидец события. – Первым встречал её казначей отец Пантелеимон. При приближении экипажа к пустыни раздался звон во все колокола.

Братия монастыря расположилась по обе стороны у святых северных врат обители. При входе в собор Великую княгиню встретил настоятель обители архимандрит отец Ксенофонт со священнослужителями в облачениях, с крестом и святой водой»1.

Преосвященнейший Михей (Алексеев, 1851-1931), епископ Уфимский и Мензелинский, проживавший в обители на покое1, сказал приветственную речь:

«Я имею счастье от лица настоятеля, старцев и братии приветствовать Вас. Святой и спасительный труд подъяли Вы на себя, чтобы прибыть сюда и помолиться вместе с нами. Обитель эта особенная, в которую Вы изволили прибыть. Здесь поддерживается дух смирения, кротости и братолюбивого отношения друг к другу. Здесь все проникнуто особенною духовною жизнию. Здесь Вы не встретите обычных приветствий и пожеланий счастья, но зато услышите братское и глубоко сердечное "Спаси Вас Господи". Приветствую и я Вас также братскими словами: "Спаси Вас Господи"».

Преосвященный Михей поднёс Её Высочеству чудную художественной работы икону Калужской Божией Матери.

Началась Божественная литургия, которую совершал иеромонах отец Варсис при иеродиаконе отце Кирилле. Великая княгиня Елизавета Федоровна стала с правой стороны собора, против чудотворного образа Казанской Божией Матери, и прослушала всю литургию. По окончании литургии соборне, во главе с Преосвященным епископом Михеем, был совершен молебен Казанской Божией Матери. Затем, поклонившись умершим старцам отцу Амвросию, отцу Иосифу, отцу Варсонофию, погребённым у собора с восточной стороны, Великая княгиня проследовала в запасное помещение, где имела пребывание все время до отъезда1.

«Много было богомольцев, приехавших из разных мест России, многие пришли из города Козельска и соседних деревень, услышав о приезде Великой княгини, – повествует очевидец события. – В четверг, 29-го мая (11 июня н.с. – ред.), с особой торжественностью была совершена Божественная литургия. Служил Преосвященный епископ Михей со старшей братией. В служении Божественной литургии участвовал старец отец Анатолий, у которого Великая княгиня исповедовалась»1.

Высочайшая Гостья причастилась Святых Христовых Тайн. Благодарственные молитвы по причащении были прочитаны Преосвященным Михеем, который приветствовал Великую княгиню кратким поздравительным словом и поднёс просфору.

«Благолепное, вдохновенное служение Преосвященного Михея производило глубокое впечатление на народ, – повествует очевидец события. – Во время Божественной литургии на глазах Великой княгини и многих молящихся замечались слёзы»1.

Преподобный Анатолий, старец Оптинский и его келейник Варнава (Клыков)
Преподобный Анатолий Оптинский
и его келейник Варнава (Клыков)

После литургии Великая княгиня посетила Преосвященного Михея, старца Анатолия, больницу, посетила иконную лавку, библиотеку и ризницу.

В составе свиты Великая княгиня посетила Иоанно-Предтеченский скит. Более сорока лет вход в скит женщинам был возбранен. Исключение сделали лишь 7/20 сентября I860 года, в день смерти старца Макария. В память старца Макария это повторялось ежегодно до 1898 года, с тех пор доступ в скит окончательно прекратился.

Уважение к Ее Императорскому Высочеству было столь велико, что вместе с ней за скитскую ограду были допущены паломницы женского пола – случай из ряда вон выходящий.

«…Вместе с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной удостоились посетить скит многие женщины, бывшие в то время в обители, – свидетельствует очевидец события. – Скит этот расположен в четверти версты от Оптиной. К нему ведет чудная аллея, а кругом большой густой лес. В скитских вратах встретил Великую княгиню Преосвященный Михей со всеми скитянами, при торжественном колокольном звоне. Дорожка к храму была усеяна чудными цветами, преимущественно розами, ароматный запах которых приятно разносился кругом.

Скитоначальник игумен Феодосий (Поморцев)
Скитоначальник игумен Феодосий (Поморцев)

В скитском храме приветствовал Великую княгиню настоятель скита, иеромонах отец Феодосий, обратившись с такими словами: "Ваше Императорское Высочество, скит имеет особое счастье приветствовать Вас в своих святых стенах. Да благословит Господь вхождение Ваше и да покроет Вас Своею благодатию". После краткого молебна с возглашением многолетия Царствующему Дому отец Феодосий поднёс Ее Высочеству в дорогом окладе икону святого Иоанна Предтечи, сказав при этом: "Примите, Ваше Императорское Высочество, образ святого Иоанна Предтечи, покровителя скита сего. Да будет Он покровителем и Вашим и да хранит Вас на всех путях Вашей жизни"»1.

Она обошла кельи братьев, поднялась в скитскую библиотеку на второй этаж каменной церкви святого Льва Катанского, а также посетила старца Нектария, который «живёт в том самом помещении, где жили отец Амвросий и отец Иосиф»1.

«30-го мая (12 июня н.с. – ред.), Великая княгиня Елизавета Федоровна, – свидетельствует очевидец события, – изволила присутствовать за утреней, которая началась в половине второго ночи, а в половине восьмого утра выбыла из пустыни в Шамордино, в женский Амвросиев монастырь, основанный старцем Амвросием, находящийся в двенадцати верстах от Оптиной. В Шамордине Великую княгиню торжественно встречало местное духовенство и все сестры во главе с игуменией Валентиной. Настоятель храма, отец Николай, приветствовал Великую княгиню кратким словом. После молебна началась Божественная литургия, которую совершал настоятель храма отец Николай, казначей Оптиной пустыни отец Пантелеймон, иеромонах отец Пиор при иеродиаконе отце Кирилле»1.

Великая княгиня осматривала все мастерские, позолотную, иконописную, типографию, вышивальню, усыпальницу, трапезную, богадельню, детский приют и домик, где жил последний год и скончался старец отец Амвросий. Домик этот сохранен в том самом виде, как был при жизни отца Амвросия1.

«Великая княгиня, – свидетельствует очевидец события, – отбыла обратно в Оптину пустынь, провожаемая всеми сестрами обители, при торжественном звоне и пении многолетия.

Когда экипаж приближался к Оптиной, раздался звон в колокола, и вся братия вышла навстречу к парому во главе с Преосвященным Михеем»1.

Вернувшись из Шамордино, по народному преданию, Её Высочество под предлогом усталости затворилась в келье. Через некоторое время Великая княгиня одна, без провожатых, быстрым шагом прошла через бор. Старец Нектарий молча открыл перед ней дверь хибарки. Они долго беседовали наедине. Но о чём – осталось тайной.

Как быстро пролетели для Великой княгини Елизаветы эти счастливые дни в благословенной Оптиной!

«После вечерни епископом Михеем соборне с братией был отслужен напутственный молебен, – свидетельствует очевидец события, – по окончании которого Преосвященный Михей произнес прощальное слово: "Теперь я благодарю Вас не за посещение только, а за ту ласку, которую Вы оказали всем нам. Говорю не от своего имени, а по просьбе всей братии. Мы поражены тем простым, задушевным и ласковым отношением, которого Вы удостоили нас, а потому братия просила меня земно благодарить Вас".

Преосвященный епископ Михей при этих словах в полном облачении поклонился до земли, поклонилась до земли и вся братия и все молящиеся в храме. Момент был в вышей степени трогательный и умилительный. Великая княгиня Елизавета Федоровна также поклонилась до земли. А затем в сопровождении братии и всего народа направилась к парому, где приготовлены были экипажи. Весь путь от собора до парома усыпан был зеленью и цветами. Ее Императорское Высочество Великая княгиня взошла на паром. Взошли и Преосвященный Михей и другие начальствующие лица. Паром тронулся. А братский хор чудно запел величественный догматик пятого гласа: "В Чермнем мори". Затем возглашено было многолетие. И Великая княгиня, попрощавшись с братией, причем поклонившись в землю настоятелю отцу Ксенофонту, милостиво раскланиваясь, села в экипаж и изволила отбыть на станцию Козельск»1.

На другом берегу Жиздры, свидетельствуют богомольцы, Великая княгиня оглянулась и перекрестила всех широким крестом. Оптинские монахи, как один, ответили ей земным поклоном. Все, наверное, предчувствовали, что́ им вскоре придётся претерпеть.

В телеграмме, которая пришла в Оптину на другой день, Её Высочество благодарила братию обители за приём и просила молиться о ней.

Да, осталось тайной то, о чём беседовала Великая княгиня с Оптинскими старцами Анатолием и Нектарием.

Не эти ли именно беседы со святыми старцами стали духовным приуготовлением Преподобномученицы к её крестному подвигу?!

* * *

Когда началась Первая мировая война, Великая княгиня Елизавета Федоровна сформировала санитарный поезд.

По её желанию, этот поезд сопровождали и приглашённые монахи Оптиной, которые исповедовали и причащали раненых, молились об усопших.

* * *

После революции ей предложат выехать за границу. Великая княгиня наотрез откажется:
«Россия погибла, – заявит она, – но Святая Русь жива!».

Будущая святая Преподобномученица останется разделить со ставшей ей родной страной и её народом всё, что назначено претерпеть от Господа.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского (она особенно почитала Игумена Земли Русской, Небесного покровителя трагически погибшего супруга, вместе с Сергеем Александровичем они нередко молились Преподобному в Троице-Сергиевой лавре!) Великую княгиню Елизавету Феодоровну вместе с другими членами Императорского дома, а также сестрой Варварой бросили в шахту старого рудника.

«…Обитель эта особенная, в которую Вы изволили прибыть. Здесь поддерживается дух смирения, кротости и братолюбивого отношения друг к другу…»

«Теперь я благодарю Вас не за посещение только, а за ту ласку, которую Вы оказали всем нам. Говорю не от своего имени, а по просьбе всей братии. Мы поражены тем простым, задушевным и ласковым отношением, которого Вы удостоили нас, а потому братия просила меня земно благодарить Вас».

Кто знает, может, в эти трагические мгновения Великая княгиня вспоминала и благословенную Оптину, её старцев Анатолия и Нектария, вспоминала слова Преосвященнейшего Михея, постриженного в монашество в честь преподобного Михея Радонежского, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского?!

Когда озверевшие палачи сталкивали Великую княгиню в чёрную яму она, как свидетельствуют очевидцы, произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира:
«Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34)1.

…Так сбылось одно из пророчеств старца Нектария Оптинского о трагических событиях, которые ждут Россию1.

* * *

9 июня 2014 года в Козельске по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента и епископа Козельского и Людиновского Никиты состоялись юбилейные мероприятия по случаю 100-летия паломничества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны в Оптину Пустынь и Шамордино.

На железнодорожном вокзале Козельска, именно в том месте, на которое ровно 100 лет назад 27 мая (9 июня н.с.) 1914 года прибыла Великая княгиня Елизавета Феодоровна, состоялась церемония открытия мемориальной доски по случаю 100-летнего юбилея прибытия святой преподобномученицы Елисаветы на железнодорожную станцию Козельск.

Молебен перед иконой «Елисавета Феодоровна и Благословенная Калужская Земля» и освящение мемориальной доски совершил Преосвященный Никита, епископ Козельский и Людиновский, в сослужении клириков Козельского благочиния.

Владыка Никита в своей речи отметил:
«Жизненный путь Святой преподобномученицы Елисаветы – достойный образец жертвенной любви, милосердия, заботы о благе ближних и Отечества. Приняв Православие, она впитала всем сердцем красоту и величие нашей веры, став ревнительницей Божественных истин. Великая княгиня Елизавета любила паломничать, молиться у мощей святых угодников, чудотворных икон, посещать большие монастыри и уединенные скиты. Не обошла она своим вниманием святыни Козельского края, совершив в 1914 году паломничество в Оптину пустынь и Шамординский монастырь. Крестный ход, который мы проводим в год 150-летнего юбилея святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и 100-летия её паломничества на Козельскую землю, является несомненно знаковым событием в деле возрождения духовных традиций благословенной Калужской земли и всего нашего Отечества».

Далее икона «Елисавета Феодоровна и благословенная Калужская земля» в конном экипаже, (точно так же как сама Елизавета Феодоровна в 1914 году), в сопровождении казаков и кортежа автомобилей и автобусов, проследовала до стен монастыря Оптина пустынь.

У стен Оптиной пустыни икону встретило духовенство и братия монастыря – так же, как это было во время приезда Елизаветы Феодоровны в 1914 году, и под колокольный звон икона была внесена в Казанский храм, где Елизавета Феодоровна сподобилась причастия Святых Животворящих Христовых Таин. В храме епископ Козельский и Людиновский Никита в сослужении оптинского духовенства совершил перед иконой молебен.

Процессия из более чем 300 человек с иконой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, украшенной живыми цветами, прошла крестным ходом до Иоанно-Предтеченского скита, где Великая княгиня 100 лет назад посетила оптинских старцев. Там был отслужен молебен, после чего кортеж с иконой отправился в Казанскую Амвросиеву женскую пустынь, что в Шамордине.

По прибытии в Шамординский монастырь икона была встречена духовенством и сестрами обители, и вся процессия проследовала в Казанский собор, где был совершен молебен и освящение малой иконы святой преподобномученицы Елисаветы, написанной специально к этому дню иконописцами монастыря1.

* * *

Ныне весь Собор Старцев Оптинских и святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна молятся вместе в Отечестве Небесном и за веру нашу Православную, и за Россию, и за возрождённую Оптину пустынь.


Августейшая паломница ее императорское высочество великая княгиня Елисавета Феодоровна._ Альманах «Мгновения истории», Пермь, 2011

Русский паломник. №29. 1914 г. С. 466-468. См.: https://www.optina.ru/elizaveta_feodorovna_optina/

Там же

30 марта 1890 года по благословению отца Иоанна Кронштадтского поступил послушником в Оптину пустынь под руководство старца Амвросия.

Русский паломник. №29. 1914 г. С. 466-468. См.: https://www.optina.ru/elizaveta_feodorovna_optina/

Там же

Там же

Там же

Там же

Там же

Там же

Там же

Там же

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета. См.: http://ioannpredtecha.ru/2014/11/18/svyataya-prepodobnomuchenica-velikaya-knyaginya-elisaveta/

Полное Житие преподобного Нектария Старца Оптинского. См.: https://www.optina.ru/starets/nektariy_life_full/

Делегация Российского Дворянского Собрания во главе с предводителем О.В. Щербачевым приняла участие в паломнической поездке в Козельск, Оптину пустынь и Шамординский женский монастырь. См.: http://www.nobility.ru/rus/rus_258.html

Подготовил Николай Головкин