Аудио-трансляция

Ес­ли очень за­це­пят те­бя, ска­жи се­бе: „Не сит­це­вая, не по­ли­ня­ешь".

преп. Амвросий

«Преподобных удобрение» Историческое описание Лавры прп. Саввы Освященного о. Леонида (Кавелина)

Арх. Леонид (Кавелин)

В 2022 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина), ученика великих оптинских старцев, посвятившего всю свою жизнь служению Богу и церковной науке. В преддверии этой даты в цикле очерков будет рассказано о жизненном пути и научных трудах о. Леонида.

Отец Леонид составил описания многих обителей, среди них – описание палестинской лавры преподобного Саввы Освященного. Отдельное издание исследования о. Леонида «Лавра св. Саввы Освященного»1 вышло в 1867 году и больше не переиздавалось. Память святого, который прославляется Православной Церковию как «преподобных удобрение», празднуется 18 декабря.

Лавра преподобного Саввы Освященного – древнейший монастырь, находящийся в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, была основана преподобным Саввой в конце V в. Историческое и духовное значение лавры св. Саввы для Палестины очень точно определил А.Н. Муравьев в «Письмах с Востока», сравнив ее с лаврой прп. Сергия1.

Лавру святого Саввы Освященного описывали многие паломники, но лишь в труде о. Леонида впервые русский читатель получил полные сведения о ее истории и значении для монашества.

Сам автор неоднократно бывал в лавре во время служения в Русской Духовной миссии в 1858‑1863 и 1864‑1865 гг. и пользовался духовными наставлениями ее духовника знаменитого старца Иоасафа1. В своем исследовании о. Леонид (Кавелин) отмечает, что он «обязанный лавре св. Саввы Освященного не только часами, но несколькими днями самых высоких и дорогих сердцу духовных впечатлений, я никогда не забуду ее величаво-строгого облика, справедливо восторгавшего всех ее посетителей, чье сердце не в конец еще замкнулось для впечатлений иного, лучшего мира»1.

В книге пять глав:
I. Основание Великой лавры и принадлежащих к ней монастырьков.
II. От кончины пр. Саввы до завладения Иерусалимом крестоносцами (от 532‑1099)
III. От овладения Иерусалимом крестоносцами до запустения лавры в конце XIV столетия (от 1099 до 1390-х гг.)
IV. От занятия лавры сербами до оставления ими оной при патриархе Феофане (1504‑1625)
V. От удаления из лавры сербов до настоящего времени (1625‑1864)

Преп. Савва Освященный

При составлении книги о. Леонид использован жизнеописание преподобного Саввы, написанное монахом Кириллом Скифопольским (525‑558) в VI веке. Это жизнеописание в 90 главах было хорошо знакомо древнерусским книжникам и чтителям духовной литературы1, а также многочисленные иностранные и русские церковно-исторические источники, среди них «Хождение игумена Даниила», «Записки Арсения (Суханова)» и др. Во всем повествовании чувствуется и присутствие самого автора, встретившего в лавре в середине XIX века живую традицию палестинского подвижничества, строгий устав, хранящийся в течение многих веков и постоянную устремленность к горнему миру.

Как отмечает о. Леонид, место, где впоследствии было основано монашеское общежитие, преподобному было указано во время ночной молитвы, когда подвижнику явился «ангел в сияющей одежде и показав ему на сухой поток, проходящий от Силоама с южной стороны этой горы, сказал:
– Ежели хочешь заселить эту пустыню подобно городу, обратись к восточной стороне сего потока, – увидишь перед собою пещеру, которая не была еще никем обитаема, войди и поселись в ней: Дающий же пищу скотом и птенцем врановым, взыскующим к Нему, Сам будет промышлять о тебе.

После сего видения, Савва придя в себя и увидев показанный ему поток, в радости сошел с горы и путеводимый Богом вскоре нашел и ту пещеру, о которой говорил ему явившийся ангел»1. В это время подвижнику было около 40 лет, и именно на этом месте впоследствии была основана лавра св. Саввы Освященного.

Святой Савва на иконах часто изображается рядом со львом, что связано со следующим случаем из жития преподобного.

Лавра святого Саввы

Как-то в обители возникли разногласия, и преподобный Савва «будучи кроток в обращении с людьми и браннолюбив в отношении к бесам, уступил своим врагам, удалился в Скифопольские страны и остановился в пустыне, при реке, называемой Гадаринскою. Там, впрочем, ненадолго, поселился он в пещере, в которую обыкновенно приходил отдыхать величайший лев. Однажды лев, пришедши в полночь и увидев спящего в его логовище человека, взял своею пастью его за одежду и потащил вон из пещеры. Но поелику Савва проснувшись, возвратился опять в пещеру и начал совершать ночное псалмопение, то лев вышел вон и дождался вне пещеры, пока старец не окончил своего правила. После сего Савва опять лег на обыкновенном своем месте, а лев снова вошел в пещеру, и, взявшись за его одежду, опять потащил его вон из пещеры; тогда Савва смело сказал ему:
– Пещера широка; она свободно может вместить нас обоих, ибо Творец у нас один и тот же. Если хочешь, оставайся здесь, если же не хочешь, то пойди в другое место, ибо я создан рукою Божиею и почтен Божиим образом. Лев, услышавши сие и как бы устыдившись, удалился»1.

Преподобный Савва был украшен многими христианскими добродетелями, был «скромен по душе, кроток по нравам, весьма прост по образу жизни и исполнен всякой духовной мудрости и благоразумия»1. Привлеченные благим примером его жизни, в Иорданскую пустыню стекались многочисленные иноки. Святой основал семь монастырей и поистине, по слову тропаря, духовно «уплодоносил» «бесплодную» пустыню.

В 524 году в лавре был введен устав, получивший название Иерусалимского, или Палестинского, который распространился в обителях Палестины, а позднее появился и на Руси. Много сделал преподобный для защиты истины веры при богословских спорах после Халкидонского собора.

Преподобный Савва почил в родной обители 5 декабря 532 года со словами на устах «Господи, в руце Твои предаю дух мой» (Пс. 30, 6).

Во время нашествия царя персидского Хозроя (530‑628) многие монахи лавры были избиты, обитель была разорена. Со временем лавра снова возродилась и стала местом монашеского подвига для многих подвижников. Среди них самым известным является преподобный Иоанн Дамаскин, который, по словам архимандрита Антонина (Капустина), совмещал в себе таланты «знаменитого подвижника, богослова, философа, историка, ритора, математика, певца, грамматика и политика»1.

В 1113 году лавру посетил знаменитый русский паломник игумен Даниил, который отметил, что «лавра же святого Саввы установлена суть от Бога дивно вельми, чудно же и несказанно». В 1173 году игумения Евфросиния Полоцкая скончалась во время паломничества на Святой Земле и была похоронена в монастыре св. Феодосия, рядом с лаврой, где была похоронена и мать св. Саввы София, и другие благочестивые жены.

Мощи св. Саввы

Во время Крестовых походов в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию, и возвращены в обитель только в 1965 г.

В 1831‑1833 гг. Палестина и Сирия были завоеваны войсками Ибрагим-паши, который усмирил бедуинов, в результате разорительные набеги на обитель прекратились, и иноки получили возможность заняться ее восстановлением.

В 1845 году игуменом лавры был избран старец Иоасаф, который за годы своего 30-летнего настоятельства много сделал для ее восстановления: установил новый иконостас в соборном храме, построил братские кельи и гостиницу для паломников, больницу, большую цистерну и многое другое.

Историческое описание лавры преподобного Саввы Освященного о. Леонид заканчивает 1864 годом, отмечая, что в середине XIX века в лавре было несколько русских иноков. Среди них Савва, «родом из Владимирской губернии, отличался простотою и трудолюбием. Он несколько лет ради Бога трудился в Патриархии, пекя хлебы на братию, а потом, вступив в Саввинский монастырь, был непрестанно занят работою: сам себе иссек в скале пещерную келью, в которой принимал русских поклонников, радушно угощал их родным напитком – чаем, а подаваемые от их усердия лепты употреблял на устройство в монастыре большой цистерны – заботой о которой и кончилась его труженическая жизнь. Скончался мирно о Господе в 1858 году, проживя в Саввинской лавре более 40 лет, говорил довольно свободно по‑гречески и пользовался заслуженным уважением всей братии»1.

В лавре преподобного Саввы Освященного свято хранят заветы основателя. Путь к знаменитой лавре и сейчас непрост. Из больших экскурсионных автобусов паломники пересаживаются в небольшие машины, которые местные бедуины подвозят к вратам лавры. Вход в обитель женщинам запрещен, но они могут приложиться к частице мощей преподобного, которые иноки выносят за святые врата, подать записки и поклониться месту монашеских подвигов преподобного Саввы Освященного.

Говоря словами о. Леонида, вот уже много веков «со всем разнообразием их событий пронеслись над плачевной юдолию – обителью, основанной в ней прп. Саввою, яко день един; многие тысячи душ земных ангелов, человеков небесных, скинув бренную оболочку тела, вознеслись отсюда прямо на небо, наслаждаться райскими добротами, за добродетельное лишение себя здесь всякого земного утешения»1.

В день памяти преподобного Саввы Освященного прославим его словами тропаря: «Слез твоих теченьми пустыни бесплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим».


Леонид (Кавелин), архим. Лавра св. Саввы Освященного. СПб., 1867.

Муравьев А.Н. Письма с Востока в 1849–1850 годах. Ч. II. СПБ., 1851. С. 93.

Подробнее см.: Каширина В.В. Архимандрит Леонид (Кавелин) и старец Иоасаф // https://www.optina.ru/19_leonid_kavelin_i_starec_ioasaf/

Леонид (Кавелин), архим. Лавра св. Саввы Освященного. СПб., 1867. С. 2.

Подр. см.: Житие св. Саввы Освященного, составленное св. Кириллом Скифопольским, в древнерусском переводе / Изд. И. Помяловский. СПб., 1890.

Леонид (Кавелин), архим. Лавра св. Саввы Освященного. СПб., 1867. С. 7–8.

Там же. С. 27–28.

Там же. С. 52.

Антонин (Капустин), архим. Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме в 1857 году. М.: Индрик, 2007. С. 237.

Леонид (Кавелин), архим. Лавра св. Саввы Освященного. СПб., 1867. С. 128–129.

Там же. С. 129.

В.В. Каширина