Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бу­дем мир­ны и смир­ны, па­че же сми­рен­ны.– Тог­да все бу­дет на поль­зу нам, по сло­ву Пи­са­ния: чис­тым все чис­то (Тит. 1, 15).– Да бу­дет и у нас все чис­то-на­чис­то.

преп. Амвросий

Сми­ре­ние в том и сос­то­ит, что­бы ни­ко­го не осуж­дать и не уко­рять и иметь одеж­ду и обс­та­нов­ку в келье прос­тую.

преп. Амвросий

Да­ро­ва­ний ни­ка­ких не ищи, а луч­ше ста­рай­ся ус­во­ить ма­терь да­ро­ва­ний – сми­ре­ние,– это проч­нее.

преп. Амвросий

Смирение опаляющее

Преп. Макарий Оптинский

К старцу Макарию приходили не только за советом или для исповеди, но и с просьбой об исцелении от различных болезней, душевных и телесных. В этом случае смиренный Старец, не обнаруживая силу своего молитвенного предстательства пред Богом за болящих, имел обыкновение подавать им елей от неугасающей лампады пред особо чтимой им Владимирской иконой Божией Матери, а иногда сам помазывал этим елеем болящих. И тем, кто с верою помазывался, Господь по молитвам преподобного подавал исцеление. Особенно часты и памятны были случаи исцеления бесноватых.

Вот только два таких примечательных случая из двадцатилетнего старческого служения преподобного Макария. Одна бесноватая женщина долгое время сидевшая на дорожке, ведущей из монастыря в скит, всячески поносила старца Макария, говоря ему при этом: «Скоро ли умрет этот Макарий? Он измучил весь мир… Ох, горе мне!» Приведенная к старцу по вере ее мужа, эта женщина после помазания священным елеем, данного преподобным Макарием, выздоровела совершенно.

Был другой, не менее примечательный случай. Один из людей образованного круга имел несчастье подвергнуться припадкам беснования; родные советовались с лучшими докторами, те долго лечили дома, наконец, послали больного за границу, но облегчения не было. Несмотря на очевидные признаки беснования (припадки болезни совпадали с днями нарочитых церковных праздников, а конвульсии усиливались от прикосновения священных предметов: святого креста, Евангелия, богоявленской воды; наконец, больной не в состоянии был приступать добровольно к таинствам покаяния и причащения), родные боялись и не хотели назвать болезнь своим именем. Один из друзей больного, видя его беспомощное состояние, из сострадания взял на себя труд повезти больного в монастырь с тем, чтобы посоветоваться о непонятной болезни своего товарища со старцем Макарием, которого знал лично. Приехав в Оптину и поселившись в гостинице, он тут же послал в скит за старцем Макарием, при этом не упоминая ни слова о приехавшим с ним больном друге, ничего не говоря об этом ему самому. Пока ходили за старцем, больной начал обнаруживать сильное беспокойство – признак приближающегося припадка – и заговорил: «Макарий идёт! Макарий идёт!» и едва преподобный Макарий вошел в гостиничный номер, больной бросился на него с бешенством, произнося разные неистовые слова, и прежде чем успели удержать его, ударил старца по лицу. Не растерявшись, доблестный воин Христов, подставил ему другую щеку, произнося слова Евангелия: Аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39). Опаленный смирением, бес оставил страдальца, больной упал без чувств к ногам смиренного старца и пролежал долгое время в совершенном оцепенении, потом встал здоровым, не сохранив ни малейшего воспоминания о своем поступке, в котором он, попущением Божиим был лишь орудием.