Аудио-трансляция

Не имея ни­ко­го окорм­ля­ю­ще­го или с кем бы ду­шу от­вес­ти,– па­че долж­но чи­тать кни­ги и окорм­ля­ти­ся ими с при­зы­ва­ни­ем Бо­жи­ей по­мо­щи.

преп. Макарий

Ос­мот­рим­ся со тща­ни­ем, не за­пу­ты­ва­ем ли мы се­бя са­мо­лю­би­ем и са­мос­мыш­ле­ни­ем, не нуж­но ли нам, по апос­тольс­ко­му за­ве­ща­нию, от­ло­жи­ти вся­ку гор­дость и с тер­пе­ни­ем те­щи на пред­ле­жа­щий нам под­виг (ср.: Евр. 12, 1).

преп. Лев

Са­мо­лю­бие на­ше при­ме­ши­ва­ет­ся и про­ти­во­дей­ству­ет каж­до­му доб­ро­му де­лу, и пор­тит, и раст­ле­ва­ет оное, осо­бен­но же пре­пя­т­ству­ет при­но­сить чис­тую мо­лит­ву Бо­гу.

преп. Амвросий

Как сохранить благоговение при священнослужении

Преп. Макарий Оптинский

«Ты пишешь о продолжении тобою священнослужения, но видно, как бы унываешь, что не видишь в себе особенных благоговейных чувств, и почитаешь сие за неблагонадежный знак.

Не могу на сие тебе ничего сказать от своего разума или искуса, но примененно от учения Св. Отцев, как понимаю скажу: воистину, велико таинство есть сие служение; и никто не может считать себя достойным оного, но благодать Божия есть действующая, и ежели мы считаем себя достойными или кичимся внешностию сана, то погрешаем и лишаемся внутреннего утешения, а при глубоком сознании своего недостоинства, скверн и нищеты, Господь силен посетить и даровать чувство благоговения и утешения.

И сие есть дарование Божие, которое даруется смиренным, а мы должны сознаться в сем, что далеки еще от стяжания сего сокровища; то как же нам дать это богатство? Оно вместо пользы может послужить погибелью, чрез возношение и мнение о себе; чего никак избегнуть не можем, не чисты суще умом, и не покорив страсти уму терпением и деланием досады креста, по слову св. Исаака Сирина, мечтаем достигнуть славу креста.

Что ж нам делать с таковым окаменением? Невольно надобно сознавать свою нищету, всегда себя втайне сердца укоряя и не дерзая кого осудити или кому досадити, а считать себя последнейшими всех, то когда водворится в удесех наших смирение, тогда можем удостоиться и дарований духовных неотъемлемо и неосужденно. И как приползнет возношение, то и паки восчувствуем лишение благодати.

От многих малое написал тебе, брате, а ты сам любо потрудися и в поучении, и в делании, то и даст ти Господь разум духовный, и сподобит неосужденно проходити великое сие служение».

Из письма преп. Макария Оптинского иером. Алипию (Чернову).
26 июля 1849 г.