Аудио-трансляция

Лю­бовь к Бо­гу до­ка­зы­ва­ет­ся лю­бо­вию и ми­ло­сер­ди­ем к ближ­не­му, а ми­ло­сер­дие, ми­лость и снис­хож­де­ние к ближ­не­му и про­ще­ние не­дос­тат­ков его при­об­ре­та­ют­ся чрез сми­ре­ние и са­мо­у­ко­ре­ние, ког­да во всех скорб­ных и неп­ри­ят­ных слу­ча­ях бу­дем воз­ла­гать ви­ну на се­бя, а не на дру­гих, что мы не уме­ли пос­ту­пить как сле­ду­ет, от­то­го про­и­зош­ла неп­ри­ят­ность и скорбь, и ес­ли так бу­дем рас­суж­дать, то ме­нее бу­дем огор­чать­ся и пре­да­вать­ся гне­ву, ко­то­рый прав­ды Бо­жи­ей не со­де­лы­ва­ет.

преп. Амвросий

Как сохранить благоговение при священнослужении

Преп. Макарий Оптинский

«Ты пишешь о продолжении тобою священнослужения, но видно, как бы унываешь, что не видишь в себе особенных благоговейных чувств, и почитаешь сие за неблагонадежный знак.

Не могу на сие тебе ничего сказать от своего разума или искуса, но примененно от учения Св. Отцев, как понимаю скажу: воистину, велико таинство есть сие служение; и никто не может считать себя достойным оного, но благодать Божия есть действующая, и ежели мы считаем себя достойными или кичимся внешностию сана, то погрешаем и лишаемся внутреннего утешения, а при глубоком сознании своего недостоинства, скверн и нищеты, Господь силен посетить и даровать чувство благоговения и утешения.

И сие есть дарование Божие, которое даруется смиренным, а мы должны сознаться в сем, что далеки еще от стяжания сего сокровища; то как же нам дать это богатство? Оно вместо пользы может послужить погибелью, чрез возношение и мнение о себе; чего никак избегнуть не можем, не чисты суще умом, и не покорив страсти уму терпением и деланием досады креста, по слову св. Исаака Сирина, мечтаем достигнуть славу креста.

Что ж нам делать с таковым окаменением? Невольно надобно сознавать свою нищету, всегда себя втайне сердца укоряя и не дерзая кого осудити или кому досадити, а считать себя последнейшими всех, то когда водворится в удесех наших смирение, тогда можем удостоиться и дарований духовных неотъемлемо и неосужденно. И как приползнет возношение, то и паки восчувствуем лишение благодати.

От многих малое написал тебе, брате, а ты сам любо потрудися и в поучении, и в делании, то и даст ти Господь разум духовный, и сподобит неосужденно проходити великое сие служение».

Из письма преп. Макария Оптинского иером. Алипию (Чернову).
26 июля 1849 г.