Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гор­дым и са­мо­на­де­ян­ным по­мыс­лам о со­вер­ше­н­стве про­ти­во­пос­тав­ляй край­нее сми­ре­ние пред Бо­гом и людь­ми, выс­тав­ляя се­бе пря­мо на вид, что ты и уст­ной мо­лит­ве еще не на­у­чи­лась, и ке­лей­но­го пра­ви­ла не ис­пол­ня­ешь. От­ку­да же вдруг яви­лось со­вер­ше­н­ство?

преп. Амвросий

Во вре­мя мо­лит­вы долж­но ста­рать­ся от­вер­гать вся­кие по­мыс­лы и, не об­ра­щая на них вни­ма­ния, про­дол­жать мо­лит­ву, ес­ли же сту­же­ние по­мыс­лов очень уси­лит­ся, то опять долж­но про­сить про­тив них Бо­жи­ей по­мо­щи.

преп. Амвросий

От блуд­ных по­мыс­лов сред­ства: сми­ре­ние, са­мо­у­ко­ре­ние, воз­дер­жа­ние, а па­че все­го – лю­бовь к ближ­ним – к сла­бым, не­мощ­ным, боль­ным, пле­нен­ным страс­тя­ми.

преп. Анатолий

Как сохранить благоговение при священнослужении

Преп. Макарий Оптинский

«Ты пишешь о продолжении тобою священнослужения, но видно, как бы унываешь, что не видишь в себе особенных благоговейных чувств, и почитаешь сие за неблагонадежный знак.

Не могу на сие тебе ничего сказать от своего разума или искуса, но примененно от учения Св. Отцев, как понимаю скажу: воистину, велико таинство есть сие служение; и никто не может считать себя достойным оного, но благодать Божия есть действующая, и ежели мы считаем себя достойными или кичимся внешностию сана, то погрешаем и лишаемся внутреннего утешения, а при глубоком сознании своего недостоинства, скверн и нищеты, Господь силен посетить и даровать чувство благоговения и утешения.

И сие есть дарование Божие, которое даруется смиренным, а мы должны сознаться в сем, что далеки еще от стяжания сего сокровища; то как же нам дать это богатство? Оно вместо пользы может послужить погибелью, чрез возношение и мнение о себе; чего никак избегнуть не можем, не чисты суще умом, и не покорив страсти уму терпением и деланием досады креста, по слову св. Исаака Сирина, мечтаем достигнуть славу креста.

Что ж нам делать с таковым окаменением? Невольно надобно сознавать свою нищету, всегда себя втайне сердца укоряя и не дерзая кого осудити или кому досадити, а считать себя последнейшими всех, то когда водворится в удесех наших смирение, тогда можем удостоиться и дарований духовных неотъемлемо и неосужденно. И как приползнет возношение, то и паки восчувствуем лишение благодати.

От многих малое написал тебе, брате, а ты сам любо потрудися и в поучении, и в делании, то и даст ти Господь разум духовный, и сподобит неосужденно проходити великое сие служение».

Из письма преп. Макария Оптинского иером. Алипию (Чернову).
26 июля 1849 г.