Как сохранить благоговение при священнослужении
«Ты пишешь о продолжении тобою священнослужения, но видно, как бы унываешь, что не видишь в себе особенных благоговейных чувств, и почитаешь сие за неблагонадежный знак.
Не могу на сие тебе ничего сказать от своего разума или искуса, но примененно от учения Св. Отцев, как понимаю скажу: воистину, велико таинство есть сие служение; и никто не может считать себя достойным оного, но благодать Божия есть действующая, и ежели мы считаем себя достойными или кичимся внешностию сана, то погрешаем и лишаемся внутреннего утешения, а при глубоком сознании своего недостоинства, скверн и нищеты, Господь силен посетить и даровать чувство благоговения и утешения.
И сие есть дарование Божие, которое даруется смиренным, а мы должны сознаться в сем, что далеки еще от стяжания сего сокровища; то как же нам дать это богатство? Оно вместо пользы может послужить погибелью, чрез возношение и мнение о себе; чего никак избегнуть не можем, не чисты суще умом, и не покорив страсти уму терпением и деланием досады креста, по слову св. Исаака Сирина, мечтаем достигнуть славу креста.
Что ж нам делать с таковым окаменением? Невольно надобно сознавать свою нищету, всегда себя втайне сердца укоряя и не дерзая кого осудити или кому досадити, а считать себя последнейшими всех, то когда водворится в удесех наших смирение, тогда можем удостоиться и дарований духовных неотъемлемо и неосужденно. И как приползнет возношение, то и паки восчувствуем лишение благодати.
От многих малое написал тебе, брате, а ты сам любо потрудися и в поучении, и в делании, то и даст ти Господь разум духовный, и сподобит неосужденно проходити великое сие служение».