Аудио-трансляция

Что жизнь про­хо­дит не без го­ря,– что де­лать? Ибо не бы­ло на зем­ле ни од­но­го счаст­лив­ца, кто б про­жил весь свой век без пе­ча­ли и без слез, по­е­ли­ку жи­вем мы не в Царствии Не­бес­ном, а во юдо­ли пла­чев­ной. Но есть на­деж­да, что се­ю­щии сле­за­ми ра­дос­тию пож­нут. А по­се­му воз­вер­зи пе­чаль свою на Гос­по­да, и Той тя пре­пи­та­ет.

преп. Антоний

Ва­ше де­ло, в пос­тиг­шем вас вре­мен­но на­ка­за­нии, ус­мат­ри­вать бла­гость Бо­жию к вам и лю­бовь. Ибо Гос­подь Пре­ми­ло­сер­дый вре­мен­ны­ми скор­бя­ми хо­чет из­ба­вить вас от веч­ных ужас­ней­ших му­че­ний, о ко­то­рых по­ду­мать страш­но. А по­то­му взы­вай­те ко Гос­по­ду с пра­вед­ным Ио­вом: Бу­ди имя Гос­под­не бла­гос­ло­ве­но от­ны­не и до ве­ка! (ср.: Иов 1, 21).

преп. Иосиф

Тру­дись по со­вес­ти, мо­лись Бо­гу и про­си тер­пе­ния. Скор­би – доб­рый знак, по­ка­зы­ва­ют, что на тес­ном пу­ти сто­им. Сми­ряй­ся боль­ше и се­бя уко­ряй.

преп. Иосиф

Солнце да не зайдёт
во гневе вашем

Как часто за день мы впадаем в раздражительность и гнев? Наверное, не редко. Ведь и поводов для этого найдётся множество: в семье, на работе, в транспорте. Кто-то не то сказал, кто-то не так посмотрел — и всё, началось; а ведь с утра было такое хорошее настроение, угораздило же меня встретить этого… нарушителя моего внутреннего покоя и умиротворения.

Прп. Макарий Оптинский

Но действительно ли главная причина нашего возмущения заключается в ком-то или в чём-то? Преподобный Макарий Оптинский в своих письмах так отвечает на этот вопрос: «Вы говорите, что не можете перенести укоризны и обличения, и остается в вас внутреннее мщение. Это, значит, в вас сильно действует яростная часть, от гордости происходящая. Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит вас; a страсть внутри лежит; при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. И так тот, кто нас трогает, только показывает нам оную, дабы мы попеклись об исцелении…»

В другом письме старец Макарий указывает и на способы борьбы с этой страстью: «Говорите, что дух находится в раздражительности и в неудовольствии против всех. На сие надобно обращать больше внимания, понуждать себя к любви и смирению. Чрез понуждение себя и самоукорение получите помощь Божию и успокоение. Вы, проходя подвиг своей жизни, имели более в виду и в действии внешнее делание: пост, правило молитвенное и проч., a на внутреннее делание, может быть, мало обращали внимания. И потому, полагаю, не имеете мира в себе. Раздражительность показывает вам внутреннее ваше устроение, которое надобно побеждать самоукорением, терпением, любовию, a не вниманием к слабостям ближних и не осуждением; но иногда и вам наносят оскорбления, и конечно не без промысла Божия, чтобы показать вам вашу немощь, и дать средство к исцелению, борьбою, сопротивлением и смирением. A видя свою немощь, надобно смиряться и считать себя последнейшею всех».

А вот ещё совет: «Вы жалуетесь на душевную свою немощь, – раздражительность; кажется, вы довольно знаете, что надобно с сею страстию сражаться и противоборствовать оной; не уклоняться случаев, раздражающих вас, но считать их посланными от Бога, ко уврачеванию вашему. Крепко надобно противостоять, a, когда случится пасти, не мешкая восставать с покаянием и самоукорением; a не малодушествовать и смущаться; малодушие показывает гордое устроение и веселит врага, чрез что он покушается еще более наводить сии язвы; a, когда будете себя укорять, a не других, смиритесь; и язвы вражие упразднятся».

Нужно помнить, что и мы ежедневно прогневляем Бога, и Он нас всё-таки терпит и многое прощает. К тому же Господь дал нам хорошую возможность к приобретению Его милосердия, а именно: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). А чтобы легче было исполнить эту заповедь, будем «призывать в помощь Бога, ибо мы не можем без Него творити ничесо́же» (см. Ин. 15, 5).