Аудио-трансляция

Все ос­та­вим на суд Бо­жий и пре­да­дим заб­ве­нию, за­бо­тясь толь­ко о сво­ем спа­се­нии; так пос­ту­пая, мо­жем об­рес­ти и мир ду­шев­ный, ос­тав­ляя свои пре­тен­зии на дру­гих. Ес­ли они не так действу­ют, то они за свои действия бу­дут от­ве­чать. Мы же по­за­бо­тим­ся о се­бе – и дов­ле­ет нам.

преп. Амвросий

Территория смысловНакануне стартовал проект «Оптинский лекторий»

То, что в Оптиной пустыни готовится событие по-настоящему масштабное и даже историческое, было понятно любому внимательному паломнику всю минувшую неделю. И тут и там слышалось новое для монастыря слово «лекторий», его организаторы что-то деловито обсуждали по телефону и между собой, а в книжных лавках, трапезных и у Святых врат везде говорили об «уникальном проекте», который вот-вот запустится. Словом, ажиотаж был нешуточный. И это объяснимо – ведь Оптинский лекторий – это нечто больше, чем просто лекции. С одной стороны – это попытка, как сказал на открытии мероприятия наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Леонид, «донести, что культурные, исторические, духовные ценности в России сформировались в том числе и под влиянием старчества», а с другой стороны, продолжил владыка, это «попытка научить людей отвечать на волнующие вопросы, научить их решать проблемы, опираясь на наследие Оптиной, сделать так, чтобы люди задумались над услышанным». А тот факт, что у старцев в монастыре на протяжении двух последних столетий решало свои бытийные вопросы великое множество ярких представителей интеллигенции того времени – писателей, философов, художников, свидетельствует о том, что «Оптинский лекторий» – это та незримая нить преемственности, без которой не пишется ни одна история, особенно история русских монастырей.

Неслучайно проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор исторических наук протоирей Георгий Ореханов, ставший первым докладчиком Оптинского лектория, уже в самом начале своего выступления подчеркнул значимость этого события не только для Оптиной пустыни, но и для всей России.

О том, что событие масштабное, говорила и первая тема: «Лев Толстой и его отношения с Оптиной и Церковью». Тема сложная и спорная, о нее по сей день ломают копья не только историки и богословы, но и все неравнодушные ценители творчества писателя и любители русской словесности. Тема, из-за которой кто-то ушел из Церкви, а кто-то наоборот больше никогда не откроет томик с произведениями Толстого. Равнодушных к этому конфликту нет. «Мне кажется эта история еще до конца не осмыслена, слишком она глубокая, – говорит один из организаторов лектория, насельник монастыря, отец Калинник, – Толстой воевал с Церковью, и одновременно на самом деле пытался подойти к Ней, он был человеком, ищущим смыслы. И конфликт этих смыслов – очень ярко виден в обществе до сих пор, поэтому это очень актуальная тема даже сейчас».

О том, что с темой угадали, можно было судить и по количеству участников лектория, которых едва удалось разместить в двух огромных залах (во втором на широком экране шла трансляция происходящего).

Протоирей Георгий Ореханов, один из признанных российских историков, в своем выступлении не стал ни обличать, ни защищать Толстого. Это был объективный, что редкость сегодня, разговор об одном из самых известных русских писателей, который на протяжении всей жизни неотрывно был связан с Оптиной. Именно здесь каждый свой приезд он получал шанс пересмотреть еретические богоборческие взгляды и отказаться от идеи сотворения новой религии. Но чем шире перед ним открывалась перспективы покаяния и искупления, , тем быстрее он катился вниз. А в итоге – уныние, саморазрушение, отлучение, бегство, Астапово и как финал – смерть без христианского напутствия. А перед тем – драматичный, быть может, самый драматичный в судьбе Толстого, момент – когда после разрыва с семьей он первым делом прибывает в Оптину, и здесь трижды пытается зайти в скит, чтобы поговорить со старцем Амвросием, которого писатель очень любил и ценил, что было взаимно, но каждый раз сворачивает с пути в известную келейку…

«Здесь – и противостояние, и спор, и любовь, – рассуждает после дискуссии старший научный сотрудник музея-усадьбы Ясная Поляна Елена Белоусова, – но вот чего больше со стороны Толстого к Оптиной пустыни – споров или любви? Я думаю, что все-таки любовь звала его сюда. Но все окончилось духовной трагедией. И эта трагедия, я это вижу, волнует сегодня очень многих, в том числе неверующих, невоцерковленных. Через историю с Толстым люди пытаются задать вопросы и себе – а где мы, внутри церковной ограды или нет? И то, что такой нужный лекторий проходит в стенах Оптиной – это очень позитивный момент для всех нас».

«Значение Оптинского лектория нам еще предстоит оценить. Но уже сейчас понятно, что это большое и нужное дело, – делится своими впечатлениями Олег Михайловиче Сенин, богослов, писатель, бывший политзаключенный, – роль Оптиной в культурологическом миссионерстве всегда была огромна, и по-своему опыту я знаю, что разговор о важном, о смыслах через культуру, через художественные произведения всегда эффективен. Это работает. И кто бы что ни говорил, что у нас потерянное поколение и никому ничего не нужно – это не так. Нельзя опускать руки».

Опускать руки после успешного старта проекта в Опиной пустыни не собираются. Уже 11 августа здесь соберутся участники очередного лектория для поиска смыслов через призму жизни и творчества Николая Гоголя. Значение Обители и Русской Церкви в судьбе великого писателя – не менее драматичны, чем в истории Толстого. Те, кто не сможет приехать на мероприятие, будут иметь возможность смотреть его трансляцию на нашем сайте .

А дальше – Достоевский, Леонтьев… в летописи Оптиной хватает персоналий из серии ЖЗЛ. Но все же, говорят в монастыре, главными героями лекториев должны стать именно слушатели, и совершенно не важна ни степень их веры, ни градус политических убеждений. «Оптинское старчество, Оптинский скит для многих современных молодых людей – абстракция, – говорит протоиерей Георгий Ореханов, – к этому надо подойти, дорасти, разобраться. И если монастырь делает шаг навстречу, – этим полезно воспользоваться. Одна из задач лектория в том, что он должен стать путем в Церковь для тех, кто ищет свой путь. Будем надеяться, так и произойдет».

…Символичная сценка разыгралась уже после окончания лектория – одна из слушательниц спросила у другого его участника: «Не подскажите, где выход?». Мужчина постучал по обложке книжки Ореханова «Лев Толстой. Пророк без чести» и полушутя ответил: «Похоже, что здесь».

Подготовил Максим Васюнов