Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Пос­ле все­нощ­ной к те­бе при­дут в келью, то ты встань, заж­ги свеч­ку и ска­жи: „Ну-ка, сест­ра Вар­ва­ра, про­чи­тай-ка ве­чер­ние мо­лит­вы",– и по оче­ре­ди. Этим оту­чишь хо­дить в келью.

прп. Амвросий

Не­о­пус­ти­тель­но чи­тай­те ут­рен­ние и ве­чер­ние мо­лит­вы по мо­лит­вен­ни­ку, со вни­ма­ни­ем вни­кая в смысл каж­до­го сло­ва и уг­луб­ля­ясь в не­го. Че­точ­ки упот­реб­ляй­те в церк­ви, а ког­да и до­ма... Чи­тай­те каж­дод­нев­но по гла­ве из Еван­ге­лия и Апос­тольс­ких пос­ла­ний и де­я­ний. Ес­ли же за­хо­чет­ся поб­ли­же бе­се­ды с Гос­по­дом, проч­ти­те ка­физ­му или ака­фист Слад­чай­ше­му Ии­су­су, Бо­го­ма­те­ри.

прп. Анатолий

Ес­ли бу­дет вре­мя на ке­лей­ное пра­ви­ло, исп­рав­ляй в сво­ей ме­ре, так же и в раз­суж­де­нии книж­но­го чте­ния и пи­са­ния. Ког­да же дру­гое за­ня­тие не поз­во­лит тем мно­го за­нять­ся, ос­тав­ляй ра­ди пос­лу­ша­ния спо­кой­но. Тру­дись по си­лам, а не слиш­ком, чтоб от чрез­ме­рия не уны­вать. В сло­вах имей ос­то­рож­ность и брать­ев ос­те­ре­гай. Ка­кие слу­чат­ся уте­ше­ния, по бла­гос­лов­ле­нию стар­ца, упот­реб­ляй­те во сла­ву Бо­жию. Про­тив­нос­ти и не­дос­тат­ки тер­пи­те Бо­га ра­ди.

прп. Моисей

Трудно просить прощения тому,
кто горд

В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.

В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).

Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».

Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».

Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».

Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)

На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.

«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?

Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.

Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.

Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».

Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».

Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».

Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.

В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».

По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».