Аудио-трансляция

Мыс­лен­ных вол­ков кро­ме по­мо­щи Хрис­то­вой из­ба­вить­ся не­мож­но — на отг­на­ние их пот­реб­но Его все­мо­гу­щей бла­го­да­ти, а не че­ло­ве­чес­кой сла­бой по­мо­щи. Для то­го нуж­но при­вер­гать­ся к сто­пам Ии­су­са с край­ним сми­ре­ни­ем, Его про­сить обо всем и на Не­го всю пе­чаль свою воз­вер­гать и сверх то­го мо­лить Бо­жию Ма­терь и про­чих угод­ни­ков с ис­тин­ным приз­на­ни­ем сво­их гре­хов, не­мо­щи в ис­прав­ле­нии се­бя.

преп. Моисей

Борь­ба с страсть­ми не­об­хо­ди­ма: ибо ть­ма и мгла страс­тей пом­ра­ча­ет ду­шев­ные на­ши очи, да­бы не ви­деть Солн­ца Прав­ды, Ии­су­са.

преп. Макарий

Под­ви­зай­тесь про­тив страс­тей. Брань не от­дыш­на, ужас­на и сви­ре­па с ни­ми и с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми. Сми­ре­ние же их по­беж­да­ет.

преп. Макарий

Верить ли снам?

Нам всем снятся сны, но отношение к ним не у всех нас одинаковое. Кто-то не обращает на них никакого внимания, а кто-то, напротив, занимается снами слишком много, считая их своего рода духовными окнами, через которые мы можем заглянуть в будущее, – их нужно только правильно понять и растолковать. Какое же отношение к снам должно быть у нас, православных христиан?

Прп. Макарий Оптинский

Что касается толкования снов, то на такое не дерзал и сам прп. Макарий Оптинский. Так на просьбу своей духовной дочери растолковать её сон старец Макарий пишет: «Я не смею и думать о сем, чтобы мог толковать сны и проникать в таинство непостижимых судеб Божиих». Предупреждал и ей самой не заниматься подобного рода гаданием, так как: «Наш ум так еще дебел и не очищен, что не может различить истины от лжи, и много бывает ошибок, наносящих вред. Истинное рассуждение дается только смиренным, а вы не можете о себе думать, чтобы стяжали дар смирения».

Старец Макарий учил не только не толковать сны, но и вовсе в них не верить. «Верующим не до́лжно иметь предрассудков и снам верить. Без промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надобно утверждаться верою и с покорностию принимать, что случится, a снам не верить».

Но возможно, что у кого-то случались такие сны, которые вскоре исполнялись, как быть с ними? Старец Макарий даёт такой совет: «Виденный вами сон нельзя отвергать, истины ради, a и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходственным, бояться надобно приписывать своему достоинству, и дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений?»

А прп. Иоанн Лествичник даёт такое замечательное объяснение «пророческим» снам: «Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».

Бывают и такие сны в которых мы можем видеть не только события, которые могут произойти, но и ангелов или своих умерших родственников. На этот счет прп. Иоанн Лествичник делает следующее предупреждение: «Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов».

Природа снов очень таинственна. Зная это и помня наставления преподобных отцов, будем с большой осторожностью относиться к ним, дабы не впасть в бесовское искушение, от которого да избавит нас Господь молитвами Богородицы и прп. старцев Оптинских.