Аудио-трансляция

Раз­ве нас мо­гут спас­ти на­ши нич­тож­ные до­бро­де­те­ли? Раз­ве не пом­ни­те сло­ва Бо­жии: Вся прав­да че­ло­ве­ча пред Бо­гом есть ру­би­ще же­ны не­чис­тыя (ср.: Ис. 64, 6). Ищи­те-ка луч­ше ми­лос­ти у Вла­ды­ки на­ше­го, а не пла­ты за тру­ды. И спа­се­тесь ско­рее, чем не­ра­зум­ные тру­же­ни­ки.

преп. Анатолий

Верить ли снам?

Нам всем снятся сны, но отношение к ним не у всех нас одинаковое. Кто-то не обращает на них никакого внимания, а кто-то, напротив, занимается снами слишком много, считая их своего рода духовными окнами, через которые мы можем заглянуть в будущее, – их нужно только правильно понять и растолковать. Какое же отношение к снам должно быть у нас, православных христиан?

Прп. Макарий Оптинский

Что касается толкования снов, то на такое не дерзал и сам прп. Макарий Оптинский. Так на просьбу своей духовной дочери растолковать её сон старец Макарий пишет: «Я не смею и думать о сем, чтобы мог толковать сны и проникать в таинство непостижимых судеб Божиих». Предупреждал и ей самой не заниматься подобного рода гаданием, так как: «Наш ум так еще дебел и не очищен, что не может различить истины от лжи, и много бывает ошибок, наносящих вред. Истинное рассуждение дается только смиренным, а вы не можете о себе думать, чтобы стяжали дар смирения».

Старец Макарий учил не только не толковать сны, но и вовсе в них не верить. «Верующим не до́лжно иметь предрассудков и снам верить. Без промысла Божия или попущения ничто не может с нами случиться, то и надобно утверждаться верою и с покорностию принимать, что случится, a снам не верить».

Но возможно, что у кого-то случались такие сны, которые вскоре исполнялись, как быть с ними? Старец Макарий даёт такой совет: «Виденный вами сон нельзя отвергать, истины ради, a и принимать прелести ради опасно. Оставить его в среднем положении. И хотя бы что казалось в событии сходственным, бояться надобно приписывать своему достоинству, и дабы впредь не обольститься подобными видениями; остраствованные наши сердца и умы могут ли быть достойны приятия благодатных откровений?»

А прп. Иоанн Лествичник даёт такое замечательное объяснение «пророческим» снам: «Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».

Бывают и такие сны в которых мы можем видеть не только события, которые могут произойти, но и ангелов или своих умерших родственников. На этот счет прп. Иоанн Лествичник делает следующее предупреждение: «Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки, страшный суд и разлучения, а пробудившихся исполняют страха и сетования. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов».

Природа снов очень таинственна. Зная это и помня наставления преподобных отцов, будем с большой осторожностью относиться к ним, дабы не впасть в бесовское искушение, от которого да избавит нас Господь молитвами Богородицы и прп. старцев Оптинских.