Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Да­ро­ва­ний ни­ка­ких не ищи, а луч­ше ста­рай­ся ус­во­ить ма­терь да­ро­ва­ний – сми­ре­ние,– это проч­нее.

преп. Амвросий

Сми­рен­ные не вни­ка­ют в глу­би­ну не­до­ве­до­мых, но сми­ря­ют свой по­мысл, и по вре­ме­ни Бог вра­зу­мит их.

преп. Макарий

В слу­чае ка­ко­го-ли­бо по­по­лз­но­ве­ния в де­лах, сло­вах и мыс­лях не­об­хо­ди­мо тот­час рас­ка­и­вать­ся и, поз­на­вая свою не­мощь, сми­рять­ся и по­нуж­дать се­бя ви­деть свои гре­хи, а не исп­рав­ле­ния; от рас­смат­ри­ва­ния гре­хов при­хо­дит че­ло­век в сми­ре­ние и серд­це сок­ру­шен­но и сми­рен­но стя­жа­ва­ет, ко­то­ро­го Бог не уни­чи­жит.

преп. Иларион

Крестопоклонная Неделя. Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос истинный Бог наш и мы веруем во Христа, Христа распятого и воскресшего. Много Христов и много Иисусов, но распятый и воскресший один. У третьего воскресенья Великого поста название редкое – Крестопоклонная неделя. Смысл понятен – речь идет о почитании Креста. Но ведь есть праздники Креста Господня – 14 августа или 27 сентября, когда так же торжественно на середину церкви выносится крест, и ему поклоняются, и его целуют. Но почему тогда то же самое делается еще раз и в Великий пост? А вот для чего! Цель поста – побороться с самим собой, как бы распять свои привычки и пристрастия. Дело это непростое, тут надо себя постоянно понуждать. Давно заметили, что к середине поста энтузиазм ослабевает, человек к нему привыкает и перестает быть требовательным к себе. Вот тут-то и самое время предложить ему утешение и укрепление. А что может верующее сердце укрепить больше, чем память о крестных страданиях Христа? Так всегда и думали. Вот типичное мнение древнего проповедника: «Если Сам Бог распялся ради нас, то разве не следует и нам сораспяться Ему и облегчить свои скорби воспоминанием о Его страданиях и Животворящем Кресте Его славы? В одном из своих посланий апостол Павел пишет: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6,14). Когда Павел упоминает о Христе, он использует фразу «Крест Христов». Апостол довольно часто так поступает. В послании к Колосянам он говорит, что Богу Отцу было угодно « посредством Его (Христа) примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, земное и небесное» (Кол. 1,20). Евангелие у Павла называется «словом о кресте» (1Кор. 1,18). В других местах проповедник пишет о «соблазне креста» (см Гал. 5,11), о «врагах креста Христова» (см. Флп. 3,18). «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор. 2, 15, 14). Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки крестовидно простираемые и обращающее в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия: змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верою смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавший греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28,66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65,2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят! Крест Христов не только сосредотачивает в себе все  главнейшие смыслы христианства, но и само начертание его наделено от Бога непостижимой силой. Эта сила опытно познается всяким христианином, любящим Крест, носящим его на груди, осеняющим себя крестным знамением. Без Креста нет Христа. Без любви ко Кресту, и хотя бы интуитивного понимания святости Креста нет и подлинного христианства. Любовь ко Кресту – это любовь ко Христу. Именно Крест – образец иконопочитания. Православные христиане поклоняются не кресту как предмету, а Распятому на нем Иисусу, освятившему Крест и сделавшему его духовным орудием. Христианство немыслимо без Креста. Почитание икон и Креста – догмат Церкви, это означает, что непочитание оных – это не личное мнение или желание человека, а заблуждение, несовместимое с православной верой. Крест – главный символ Распятого Господа. Но что такое символ в христианском понимании? В древнегреческом языке «символ» означал соединение, а также средство, осуществляющее соединенность. Известный церковный деятель Русского зарубежья, протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983) в своей книге «Великий пост» замечал, что во всех песнопениях этого воскресенья говориться о Кресте, но не о страданиях на нем, а о победе и радости. Некоторые песнопения прямо взяты из пасхальной службы. «Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче»,- объясняет о. Александр Шмеман. Об этом жизнеутверждающем значении поклонения кресту говорится и в богослужебных текстах. Сам же Великий пост сравнивается в них с 40-летним пребыванием евреев в пустыне: «Как евреи (Ветхий Израиль) страдали тогда от жажды, а вода в Мерре (месте их стоянки.- Прим. Ред.) оказалась горькой, и Моисей, по указанию Божию, бросил в воду дерево, и вода сделалась сладкой, так и православная церковь посредине Четыредесятницы выносит на поклонение Животворящий Крест, услаждая пост для верующих и насыщая духовную жажду христиан (людей Нового Израиля)». Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев подчеркивает: крест – это символ человеческого спасения, потому что за грехи всех людей на нем умер Христос. При этом Иисус умер « по писанию» - именно так, как писали и предсказывали об этом  ветхозаветные пророки в священных книгах Но самое необычное в том, что Христос умирает в пространстве, которое представляет собой как бы «дворец дьявола»: в Библии небо считается принадлежностью Бога, а земля отдана Творцом «сынам человеческим». А Христос умирает на кресте, в  пространстве между небом и землей – в понимании Его современников и первых христиан, именно «в поднебесной» обитают силы зла. «Таким образом, Он на кресте разрывает царство дьявола, побеждает его, сокрушает это пространство, захваченное воздушными духами, и обеспечивает нашим душам легкое прохождение мытарств (препятствий на пути души к Богу. – Прим. ред.) после смерти тела. Поэтому крест очень символичен», - добавляет о. Олег Стеняев. Святые отцы также сравнивают крест Христов  с райским « древом жизни», чьи плоды даруют бессмертие, и называют его « новым живоносным древом». Преподобный Исаак Сирин писал о том, что в Кресте Христовом обитает Слава Божия, которую древние евреи именовали Шехиной. «Неограниченная сила Божия живет в Кресте, также как она жила непостижимым образом  в том ковчеге, которому народ поклонялся с великим благоговением и страхом… Ибо Шехина Божия жила в нем - <та самая>, что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест». Потому – то православные и поклоняются Кресту как Христу,  и обращаются к нему как к живому, что в Кресте обитает живая сила живого Бога. «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа… О, пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь» - произносим мы в вечерних молитвах. Крест не личность. Сила, в нем обитающая, не автономна. Но Бог так устроил, что в крестном начертании действует неизреченная Божия сила. Господь таинственно присутствует в Кресте Своими энергиями. Мы не поклоняемся Кресту как Богу, но поклоняемся Богу, обитающему в Кресте. Поэтому «молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на нем; сила, исходящая от Креста, исходит от Самого Господа» - пишет митрополит Иларион (Алфеев). Поэтому мы хвалим Крест, как делал это апостол Павел. Мы чтим церковные праздники в честь Креста, мы кланяемся перед ним, целуем его как великую святыню- ибо мы почитаем Христа, распятого на нем. На этом жертвеннике пролилась искупительная Кровь за  наши грехи. На Кресте Бог победил дьявола, и отныне Крест есть славное знамя нашей победы. Сегодняшний праздник Креста – это, по сути, прославление знамени христианского воинства, Церкви Христовой. По толкованию учителей Церкви, христианин может получить благодатную помощь креста Господня только через несение своего собственного креста, который так же необходим для спасения, как был необходим крест Христов. Один из самых почитаемых в православии проповедников святитель Феофан Затворник отмечал: Вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем».     Неслучайно к окружавшим Его ученикам и народу Иисус Христос обращался со словами: «Возьми крест свой и следуй за Мною». У каждого человека – свой крест и свои обстоятельства. Многочисленные кресты человеческие Феофан Затворник подразделяет на три основных вида. Первый – это «кресты внешние» (разнообразные скорби, беды, лишения), второй – «кресты внутренние» (рождающиеся из борьбы со страстями и грешными желаниями) и третий – это крест полной преданности в волю Божию, на который, по словам святителя, «восходят уже совершеннейшие христиане». И крест этот по словам старца Паисия Святогорца, посылается не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы мы по нему, как по лестнице, взошли на небо. Господь и хотел бы не посылать нам креста, но человек так устроен, что без креста он не умеет спасаться. Крест необходим нам как горькое лекарство для исцеления нашего падшего естества, унаследованного от прародителя Адама. Нужно сказать, что крест, то есть лишения, скорби болезни и тому подобное, неизбежен в нашем мире для всех людей, однако одним он может послужить во спасение, а другим – в осуждение и гибель. Во спасение – если мы правильно относимся к нему, то есть несем его с терпением и доверием Богу. В осуждение – если относимся неправильно, то есть несем с ропотом, обидой, озлоблением, без покаяния. В этом случае крест становиться для человека гибельным. «Смертоносен крест для тех, - говорит святитель Игнатий, - которые креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге.  Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада». Для тех же, кто несет крест с терпением и благодарением Богу, он становиться не только спасительным, но и легким. Приведем еще слова Святителя: «Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: иго Мое благ, и бремя Мое легко есть, сказал Господь». Как нам преобразить наш крест, в Крест Христов? Святитель Игнатий отвечает: «Крест твой тогда изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, - когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение: благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело». Таким образом, из этих слов мы видим, что неизбежный жизненный крест может быть как спасительным, так и гибельным. И зависит это от того, как мы к нему относимся. Яркий пример того и другого отношения дают два распятых со Христом разбойника: один из них, признав себя злодеем, достойным казни, спася и вошел в Рай, другой же ропотом и хулой оттолкнул свое спасение и погиб. Так побеждали мир апостолы Христовы, которые, чем больше на них обрушивалось бед и скорбей, тем больше они горели любовью к Богу, так что никто и ничто не могло отлучить их от Христа. «Кто отлучит нас от любви Божией. – писал святой апостол Павел, - скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашем». Воспоем же Славу Кресту Христову и помолимся ему. А преподобный Ефрем Сирин (373) оставил настоящий образец размышлений о Кресте и крестных страданиях Христа. Приведу небольшой отрывок: Крест – воскресение мертвых. Крест – упование христиан. Крест – жезл хромых. Крест – утешение бедных. Крест – низложение гордых. Крест – надежда отчаянных. Крест – отец сирот. Крест – хранитель младенцев. Крест –утешение скорбящих. Крест – слава мужей. Крест – венец старцев. Крест – свет сидящих во тьме. Крест – мудрость невежд. Крест – проповедь пророков, спутник апостолов. Крест – целомудрие дев и радость священников. Крест – основание Церкви, утверждение Вселенной. Крест – очищение прокаженных, восстановление расслабленных. Крест – хлеб алчущих, источник жаждущих. Крест – покров нагих…. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем оставлять Креста, и без него не станем ничего делать. Но спим ли, встаем ли, работаем ли, едим ли, пьем ли,  идем ли в путь, плаваем по морю, переходим ли реки, будем украшать себя Животворящим Крестом и не убоимся « ужасов ночи, стрелы летящей днем, язвы ходящей во мраке, заразы опустошающей в полдень». (Пс. 90, 5,6) Итак, братия и сестры, будем подражать святым в несении нашего креста. Понесем все приключающиеся с нами скорби с верою и благодарением Богу. Признаем себя грешниками, достойными всякого креста и всякой казни. Ибо если будем так поступать, то в конце земного пути и мы, подобно святым взойдем со своего креста прямо на небо. Аминь.    

 

Иеромонах Серафим (Панич)