Аудио-трансляция

Уте­ше­ни­ям или пред­ва­ря­ет, или пос­ле­ду­ет мя­теж, а се­му при­чи­ною на­ше стра­ст­ное уст­ро­е­ние; страс­ти на­ши суть дверь, зат­во­ря­ю­щая пред на­ми сию ду­хов­ную ра­дость.

преп. Макарий

Гос­подь си­лен всег­да уте­шить нас. Но пос­то­ян­ное уте­ше­ние нам пов­ре­дит — так, ес­ли пос­то­ян­но бу­дет жечь солн­це или лить дождь, то все по­го­рит и поп­ре­ет. А по­пе­ре­мен­но хо­ро­шо.

преп. Анатолий

Вхо­ди в цер­ковь, как в дом Бо­жий. И на­хо­дись в хра­ме, как в до­му Бо­жи­ем, с соз­на­ни­ем при­су­т­ствия Бо­жия, уда­ля­ясь вся­кой воль­нос­ти и раз­вяз­нос­ти.

преп. Никон

Исповедь…

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1Ин. 3, 4) – такое определение греха дает апостол Иоанн Богослов. Именно во время исповеди мы обнажаем наши поступки, несоответствующие Евангелию. Однако, при подготовке к этому Таинству у многих возникает вопрос: как строить свою исповедь, что говорить и как? Для начала нужно спросить себя: а в чем я грешен? Это значит испытать свою совесть, покаянным взглядом пересмотреть всю свою жизнь, вспомнить все грехи против Бога и против ближнего, честно проверить свои поступки и мысли в свете Евангелия. Это значит молиться, чтобы Господь открыл глаза на содеянное и не бояться увидеть и решиться открыть священнику всю свою скверну, побороть стыд и страх перед откровенным покаянием. Голос совести всегда подскажет, в чем надо каяться, просто надо научиться его слышать и быть честным с самим собой. Главное – это искреннее раскаяние человека в своих грехах. Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Оптинским старцам тоже приходилось отвечать на эти вопросы. Так, прп. Макарий говорил:

Преп. Макарий Оптинский

«При исповеди надобно пояснять все свои грехи, кроме разве когда забудешь, а не поверхностно говорить, ибо неисповедаемый грех и не разрешается, разве что по забвению не изъяснишь. После исповеди надобно блюсти себя от греховных действий. Но если и случится на кого оскорбиться или зазреть кого: в этом, примирясь с оскорбившим, быть спокойным, а за зазрение – самую себя зазреть и укорять, дабы не беспокоить старца, а если прилучится удобный случай видеть его, то, по мере греха и чувству совести, можно сказать ему оный вкратце; писать можно грехи свои, соображаясь с нашей исповедью, ибо, мы в течение времени после исповеди много согрешаем и забываем; главное, в исповеди надобно иметь сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, и ежедневно надобно иметь испытание самих себя и укорять себя, за содеянное нами приносить пред Богом покаяние, что и читаем в третьей молитве на сон грядущих».

Конечно, для удобства лучше записать свои грехи на бумаге, чтобы во время совершения таинства покаяния ничего не забыть. На это указывал и преподобный Макарий Оптинский в своих письмах: «…В случае смущения и забвения грехов своих можно, идя к Таинству, записать оные для памяти и при забвении, с позволения духовника, посмотреть в записку и объяснить ему. Подобные примеры встречаются в житиях и учениях святых отцев».

Будем прибегать к советам и молитвам одного из преподобных нашей обители для того, чтобы со временем мы расцвели и выросли в полную меру нашего христианского призвания. 

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь