Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Раз­ве нас мо­гут спас­ти на­ши нич­тож­ные до­бро­де­те­ли? Раз­ве не пом­ни­те сло­ва Бо­жии: Вся прав­да че­ло­ве­ча пред Бо­гом есть ру­би­ще же­ны не­чис­тыя (ср.: Ис. 64, 6). Ищи­те-ка луч­ше ми­лос­ти у Вла­ды­ки на­ше­го, а не пла­ты за тру­ды. И спа­се­тесь ско­рее, чем не­ра­зум­ные тру­же­ни­ки.

преп. Анатолий

Де­лай­те по си­ле и не це­ни­те сво­их зас­луг, и не счи­тай­те доб­ро­де­те­лей, а зри­те и счис­ляй­те свои не­мо­щи и гре­хи, и Гос­подь не ос­та­вит ни­ког­да.

преп. Анатолий

Всяк, кто же­ла­ет дос­тиг­нуть Хрис­то­ва Царства, не дол­жен, ози­ра­ясь, при­по­ми­нать свои вы­со­кие до­б­ро­де­те­ли – и осо­бен­но вы­со­кие ду­мы,– а зреть под­ви­ги и сла­ву свя­тых: и бу­дет с ни­ми! А свои зри не­мо­щи, гре­хи и ис­ход ду­ши и ужа­са­ю­щие ис­тя­за­ния тог­даш­ние – и не сог­ре­шишь.

преп. Анатолий

Первая исповедь

Преподобный Никон Оптинский говорит, что «…Исповедь — это духовный суд. Исповедник — судья, а исповедающий свои грехи — преступник. И, как кающемуся преступнику, подобает ему иметь не только душевное сокрушение о содеянном зле, но и телесно выражать свою виновность, ибо душа и тело человека неразрывны». Исповедь — суд…Не от того ли человеку страшно порой приступать к этому Таинству? Ведь мы чаще испытываем себя в роли судьи, но не подсудимого, а тут оказывается, что ты — преступник.

Таинство исповеди заставляет человека оглянуться на самого себя, познать себя настоящего. И когда он видит весь ужас, несоответствие действительности своего «я» представлениям о себе, у него возникает страх открыть эту правду.

Каждый человек исповедовался впервые, неся в сердце это состояние, но что бывает после, он уже не забудет и будет стремиться к более частому приступанию к этому таинству.

Состояние человека при первой исповеди во все времена одинаково, и вот как это было с одной женщиной, не исповедающейся с детства и пришедшей к преподобному Нектарию.

Преп. Нектарий Оптинский

От церкви эта женщина была далека и к старцу попала случайно, сопровождая больного мужа. Отец Нектарий произвел на нее сильное впечатление, и, когда предложил ей исповедоваться, она согласилась. Он подвел ее к иконам и сказал: «Стой здесь и молись!», а сам ушел к себе в келию. Стоит она, смотрит на иконы, и не нравятся они ей — нехудожественные, даже лампадка кажется никчемной. В комнате тихо, и только за стеной старец ходит, чем-то шелестит. И вдруг почувствовала она грусть и умиление и невольно незаметно начала плакать. Слезы застилали ей глаза, она уже не видела икон и лампадки, а только радужное облако перед глазами, за которым ощущалось Божие присутствие. Когда вошел старец, она стояла вся в слезах.
— Прочти «Отче наш», — велел.

Кое-как, запинаясь, прочла.
— Прочти «Символ веры».
— Не помню.

Тогда отец Нектарий сам стал читать и после каждого члена спрашивал: «Веруешь ли так?» На первые два женщина ответила: «Верую!» Как дошло до третьего члена, то сказала, что не понимает его, а к Богородице ничего не чувствует. Батюшка укорил ее и велел молиться о вразумлении Царице Небесной, чтобы Та Сама ее научила, как понимать «Символ веры». И про большинство других членов «Символа веры» женщина говорила, что не понимает их, и никогда об этом не думала, но плакала горько и все время ощущала, что ничего скрыть нельзя, и бессмысленно было бы скрывать, и что с ней вот сейчас как бы прообраз Страшного Суда. Старец о личных грехах ее спрашивал как ребенка. Так, что она стала отвечать ему с улыбкой сквозь слезы, и потом простил ей все грехи с младенчества…

Будем стараться помнить то благодатное чувство чистоты после исповеди и будем чаще прибегать к Таинству покаяния.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь