Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Си­ла стра­да­ний не в ве­ли­чи­не са­мих стра­да­ний, а в том, как че­ло­век пе­ре­но­сит эти стра­да­ния. Иног­да по ви­ди­мо­му нич­тож­ные обс­то­я­тель­ства при­чи­ня­ют че­ло­ве­ку ве­ли­чай­шее го­ре. На­до со­чу­в­ство­вать. И один и тот же факт по ви­ди­мос­ти раз­ным лю­дям при­чи­ня­ет стра­да­ния в раз­ной сте­пе­ни. Это за­ви­сит от то­го, как че­ло­век при­ни­ма­ет их.

преп. Никон

Неп­рес­тан­ные скор­би, по­сы­ла­е­мые Бо­гом че­ло­ве­ку, суть приз­нак осо­бо­го Бо­жия про­мыш­ле­ния о че­ло­ве­ке. Смысл скор­бей мно­го­раз­ли­чен: они по­сы­ла­ют­ся или для пре­се­че­ния зла, или для вра­зум­ле­ния, или для боль­шей сла­вы. Нап­ри­мер, за­бо­лел че­ло­век и скор­бит об этом, а меж­ду тем этою бо­лезнью он из­бав­ля­ет­ся от боль­ше­го зла, ко­то­рое он на­ме­ре­вал­ся сде­лать.

преп. Варсонофий

Ес­ли обы­мут тя скор­би – ра­дуй­ся, ибо ты тог­да идешь ис­тин­ным пу­тем. А кто не от­бе­га­ет от скор­бей и не­сет оные по си­ле, тот и по­лу­чит Царство Веч­ное.

преп. Анатолий

СТРОИТЕЛЬ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Прп. Моисей Оптинский

Преподобный Моисей Оптинский (в миру Тимофей Иванович Путилов) родился в Борисоглебске в благочестивой, верующей купеческой семье. Тимофей был третьим из десяти детей Путиловых. Двое братьев Тимофея: Александр (прп. Антоний Оптинский) и Иона (игумен Саровской обители Исаия), также как и он, пошли по монашескому пути.

В их жизни состоялась встреча с великими старцами: преподобным Серафимом Саровским, схимонахом Марком, проходившим подвиг юродства, игуменом Назарием, восстановителем Валаама. После трехлетнего проживания в Саровской обители Тимофей поступил в Свенский Успенский монастырь, а после ушел к Рославльским пустынножителям, где прожил 10 лет под руководством иеросхимонаха Афанасия и был келейно пострижен в монашество с именем Моисей. Во время пустынной жизни отец Моисей созрел духовно, он приобрёл сосредоточенность, молчание, внимание, дар молитвы, глубокое знание учения Святой Церкви и святоотеческих творений. Из его дневниковых записей в то время можно судить о его духовной высоте: «…блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мной братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои».

«Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике» (Мф. 5, 15) , — эти слова применительны к прп. Моисею. Когда он созрел для духовного руководства, Господь переменил обстоятельства его жизни и призвал его на высшее служение, вручив ему пастырство и настоятельство.

6 июня 1821 года с четырьмя пустынножителями, по благословению Калужского Преосвященного Филарета (впоследствии митрополита Киевского), отец Моисей поселился на монастырской пасеке Оптиной пустыни и основал там скит во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Через год он был рукоположен в иеромонаха и определен духовником обители. Через пять лет отец Моисей назначен строителем Оптиной пустыни, которой управлял в течение 37 лет. Его трудами произошло преображение оптинской обители. Число братии увеличилось в несколько раз, был расширен Введенский собор, построены церковь во имя прп. Марии Египетской и кладбищенская церковь, новые братские корпуса, каменная ограда и множество других зданий, разведено монастырское хозяйство, собрана библиотека, расцвела книгоиздательская деятельность Оптиной пустыни — все это при постоянном недостатке средств и больших долгах обители. Но главное внимание отца Моисея как настоятеля было обращено на духовное воспитание братии. При нем учреждено и упрочилось в Оптиной старчество, с помощью отцов Льва и Макария. На этом пути ему пришлось претерпеть множество скорбей и препятствий, т. к. Преосвященный Калужский Николай (Соколов) не принимал старчество и относился к Оптиной строго: забирал у отца Моисея в другие монастыри нужных ему людей, неохотно принимал в братию Оптиной, устраивая экзамены, запрещал старчествовать старцу Леониду.

Сам строгий постник и подвижник, преподобный Моисей был преисполнен самой нежной любовью к людям и снисходителен к их погрешностям. Чудо жизни отца Моисея и его служения — сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая центром духовной жизни России.

29 июня 1862 года последовала кончина отца Моисея. Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония разломали склеп и обнаружили гроб преподобного Моисея совершенно как новый, несмотря на сырость грунта. Приоткрыв гроб, увидели, что тело его осталось нетленным. В 1996 году он был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Святые мощи преподобного Моисея покоятся в Казанском храме рядом с мощами его брата, игумена Антония.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь