Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Свя­тая Цер­ковь гла­сит: пост есть не бра­шен оша­я­ние, но злых от­чуж­де­ние, удер­жа­ние язы­ка от празд­нос­ло­вия и пе­ре­су­дов, ох­ра­не­ние от разд­ра­жи­тель­нос­ти, по­хо­ти от­ло­же­ние и лжи и льс­ти уда­ле­ние. И кто так пос­тит­ся, то­го пост при­я­тен бы­ва­ет Бо­гу.

преп. Антоний

Пос­ты неп­ре­мен­но на­до соб­лю­дать, в сре­ду и в пят­ни­цу, и весь Ве­ли­кий пост. Неп­ре­мен­но пос­ти­тесь!

преп. Анатолий

Удер­жи­вай се­бя от сне­ди и пи­щи сколь­ко мож­но и ста­рай­ся ку­шать уме­рен­но лег­кой и из­ве­ст­ной пи­щи.

преп. Лев

Жизненный путь преподобного Рафаила Оптинского, исповедника, и последующее почитание

Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, включает в себя имена 32 святых: преподобных, преподобноисповедников, преподобномучеников и мучеников. К числу приеподобноисповедников, засвидетельствовавших свою веру в годы лихолетья, принадлежит имя преподобноисповедника Рафаила, чью память Церковь чествует ежегодно 19 июня.

Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко)

Иеромонах Рафаил (в миру — Родион Иванович Шейченко) поступил в Оптину пустынь перед самым закрытием монастыря, в мае 1918 года. Уже тогда он, конечно, понимал, в какое непростое время решил встать на монашеский путь. По собственному признанию, об иночестве он мечтал с детства и посещал Оптину неоднократно после окончания земского училища. В монастыре нес послушание певчего и ветеринара В 1923 году Оптину закрыли, а монахов выселили. С великой скорбью покидали иноки обитель. Большинство, в том числе и отец Рафаил, поселились в городе Козельске и старались служить, где было только возможно. Это продолжалось до 1928 года. Братии становилось все меньше, одни уезжали, других арестовывали, а в 1930 году были арестованы все оставшиеся монахи Оптиной и миряне, среди которых был и тогда уже архидиакон Рафаил.

Фото в скиту Оптиной пустыни 1920-е годы.

В ссылках отец Рафаил провел 21 год. Начал свой каторжный путь (1930 г.) с Вишерского исправительно-трудового лагеря в Пермском крае; был переведен в 1934 г. и отбывал отбывал срок под Москвой, в Дмитлаге. В лагере г. Дмитрова работал ветеринарным фельдшером при животноводческой ферме, жил в загоне для свиней и от недостатка пищи пропитанием ему было то, что давалось свиньям. В отдельном свинарнике у него была возможность беспрепятственно совершать молитву и приглашать иногда на нее других заключенных. В 1936 г. начальство Дмитлага сделает вывод, что «зек Шейченко» не скрывает своей веры, и более того — старательным трудом и нравственным обаянием своей личности вызывает лишь расположение и уважение у других заключенных. Отца Рафаила вновь осудят и добавят 6 лет северных лагерей — г. Мурманск и Усольлаг в г. Соликамске Пермской области.

О. Рафаил у Благовещенского храма г. Козельска 1940 г.

Из лагеря отец Рафаил вышел в 1943 году. Он поселился недалеко от Оптиной пустыни (освобожденный заключенный должен был назвать точное место, куда он поедет, и отец Рафаил назвал город Козельск, но не сразу ему разрешили там поселиться и около полугода он жил в г. Кирсанове Тамбовской обл.). Приехав в Козельск в 1944 г., он нашел там полную разруху. Действующего храма в городе не было. Он поехал в Москву к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу), который в день празднования иконы «Утоли моя печали» в московском храме Успения в Гончарах, что на Таганке, посвятил его в иеромонахи и благословил хлопотать об открытии храма. Разменявший уже шестой десяток и оставивший здоровье в лагерях священник в условиях войны и послевоенного времени, ненависти властей берется за пастырские труды и восстановление Благовещенского храма г. Козельска.

У Благовещенского храма

После восстановления храма он был назначен его настоятелем. Отец Рафаил был человеком великой любви и жалости к людям. Приехав в Козельск, он стал заботиться о состарившихся и немощных сестрах Шамординского монастыря, многие из них тоже вернулись из ссылок. Душа его вмещала всех, кто нуждался в помощи. Все шли к нему, как к родному отцу, и всех он согревал своей любовью. Много было и не монашествующих, но просто исстрадавшихся от многообразных трудностей, и для каждого в его душе находилось тепло.

 В апреле 1948 г. в Благовещенский храм в Козельске назначили священника Сергия (многие считали его тайным агентом МГБ) , который стал служить с отцом Рафаилом. Всеобщая любовь, которой пользовался отец Рафаил, видимо, возбудила в сердце отца Сергия зависть, и он уговорил старосту храма Наталью написать ложный донос на отца Рафаила в МГБ. Его снова арестовали и в 1949 году приговорили к 10 годам заключения в Вятском исправительно-трудовом лагере (Кировская обл.).

В том месте, что ближе всему к району, где когда-то располагался Вятлаг, принявший в свои стены многих исповедников и новомучеников Церкви Русской, в числе которых 5 лет и 8 месяцев в заключении провел преподобноисповедник Рафаил, находится колония Верхнекамского района Кировской области ИК-27 (п.г.т. Лесной). 16 июня 2016 г. нынешний наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Леонид (тогда — Уржумский и Омутнинский) освятил и установил поклонный крест с табличкой в память об отбывании срока за исповедание православной веры в 1949‑1955 гг. в Вятлаге преподобного Рафаила Оптинского, исповедника. Крест изготовили сами заключенные вышеуказанной колонии.

Перед тем как отправиться тогда в новый крестный путь в Вятлаг отец Рафаил написал своим духовным чадам:
«Слава Богу за все! Дорогие, родные мои!

Земно кланяюсь и целую… Братски сердечно приветствую вас и всех прочих ближних и дальних, ненавидящих и обидящих мя. Прощаю чад перед Господом в сердце моем…

Слава Богу за все! Грешный Рафаил. Без этой скорби жизнь моя была бы не полна».

Без него в Козельске был освящен Благовещенский храм. В письмах из лагеря отец Рафаил умолял своих духовных чад «простить Наташу» (которая прислала ему покаянное письмо о своем грехе доносительства), и говорил о том, что без воли Божией «ни влас с головы не пропадет», что «нужно смиряться перед волей Божией, в какой бы тяжелой форме она ни выражалась».

Выйдя из заключения, отец Рафаил стал служить в восстановленном им храме, в котором настоятельствовал отец Сергий, и поэтому отец Рафаил смиренно стал вторым священником в своем же храме. Еще в ссылке отец Рафаил как-то писал о храме своему чаду: «Если судит Господь живу мне быти и возвратиться, то одной милости буду просить у всего народа — бытии ми сторожем святого храма Божия и дома Матери Божией и только …»

Несмотря на слабость здоровья, дверь отца Рафаила, как и до ссылки, никогда не закрывалась, и он принимал всех нуждающихся.

Весна 1957 г. выдалась холодная и затяжная. Троицкую родительскую субботу, 8 июня 1957 года, он дотемна провел на кладбище, совершая из любви ко всем просящим многочисленные панихиды. После возвращения с кладбища отец Рафаил заболел воспалением легких, скончался 19 июня. Похоронен он был на старом кладбище г. Козельска.

Подвиг исповедника и пастыря не укрылся от Церкви — его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 22 июня 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были обретены мощи преподобноисповедника Рафаила и перезахоронены на некрополе монастыря, а 14 июня 2007 года святые мощи были перенесены в Преображенский храм Оптиной пустыни.

Преподобноисповедник Рафаил, являясь прямым наследником неисчерпаемого Оптинского богатства, мужественно перенесший множество скорбей, выпавших на его многотрудную жизнь, и как никто другой обильно облагодатствованный от Господа даром утешения оставил в своих письмах тот драгоценный опыт подлинно православного отношения к страданиям, болезням и жизненным тупикам, который приводит нас к осознанию смысла всей нашей христианской жизни — к встрече с Христом в нашем сердце и в Вечности.

Прписп. Рафаил (Шейченко)

Слова утешения и любви в письмах преподобного Рафаила несут евангельский дух, осолены его правдой, истиной и красотой, «ибо как Сам Он претерпел, был искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Вот одно из его писем.

10 ноября 1951 года отец Рафаил писал духовной дочери:
«В ночь под 10 нового стиля во сне сладко-пресладко воспевал: “Величай, величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу!” И слышу глас некоего духовного мужа: “Аще хощеши спастися — возлюби страдания!”

Чадо Любовь, слышишь! Не только терпи, но возлюби страдания.

Господи, ниспосли всесильную благодатную помощь Твою нам, немощным, возлюбити Тя такою жертвенною любовию, с какою святые мученики шли радуяся на все виды мучений и смерть для получения вечной жизни во Царствии Твоем… Живу верою и упованием, яко да не до конца отринул мя Господь, но дарует мне радость увидеть всех вас, вознести свое убогое благодарение за вся, яже сотвори мне Господь купно с вами в дому Царицы Небесной…»

В один из дней памяти прписп. Рафаила, обращаясь со словом проповеди, епископ Можайский Леонид выразил искреннюю надежду на то, что описание жизненного пути, а также проникновенные строки писем преподобноисповедника благодатно коснутся сердец читающих людей и дадут пример в исполнении Евангельских заповедей, как некогда коснулись и его сердца, и подкрепили в трудные минуты жизни. Ссылаясь на многотрудный путь святого владыка-наместник отметил, что: «В жизни человека бывает много скорбей, страданий и притеснений, справедливых и несправедливых. Самое главное, удерживать свое сердце от зла, ни в коем случае не унывать, все принимать как из милующей руки Божией нам на пользу и очищение души».

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь