Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бедствен­но без­мер­но пе­ча­лить­ся и безв­ре­мен­но уби­вать се­бя, но вся­чес­ки долж­ны за все бла­го­да­рить Гос­по­да, ка­ко­вы­ми бы Он нас ни на­ка­зы­вал на­ка­за­ни­я­ми на сем све­те.

преп. Лев

Не уны­вай в мыс­лен­ной бра­ни, на­но­си­мой те­бе от не­ви­ди­мо­го вра­га душ на­ших, аще и ты­ся­щу язв при­име­ши на день, не отс­ту­пай от под­ви­га, от­ре­кись сво­ей во­ли и рас­суж­де­ния. Бог благ есть и ми­лос­тив, не по­пус­тит вы­ше ме­ры те­бе ис­ку­ше­ния, но нуж­ное и по­лез­ное ко обу­че­нию; счи­тай се­бя пос­лед­нею всех.

преп. Макарий

Луч­ше, ви­дя свою ни­ще­ту, всег­да за­зи­рать се­бя и по­вер­гать пред Бо­гом со сми­ре­ни­ем, не­же­ли ви­деть свои исп­рав­ле­ния. Дер­жи­те путь сред­ний, сми­рен­ный, а не вос­хо­ди­те безв­ре­мен­но на вы­со­кий, не ва­шей ме­ры путь. Зря свою ни­ще­ту, ни­ко­го не за­зи­рай­те, не осуж­дай­те, счи­тай­те се­бя по­след­ней­ши­ми всех и, ког­да слу­чит­ся от ко­го при­нять уко­риз­ну или през­ре­ние, счи­тай­те се­бя то­го дос­той­ны­ми.

преп. Макарий

«Мы далеки еще от любви Божией, и смиритесь в своем мудровании»...

Предложу вам и о любви слово. Господь наш Иисус Христос открыл нам, в чем состоит любовь Божия: «любяй Мя заповеди Моя соблюдает» (Ин. 14, 15). Посему ког­да мы преступаем заповеди Божии, то уже нет в нас любви Божией, святой же апостол Павел объявил свойства любви в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 13, 4-8)... Видите ли, какая высота заключается в любви! Но она еще сопряжена и с глубоким смирением, которое укрепляет ее и делает непадательною. Оно не видит ничего, что бы ни делала любовь доброго, но все только зрит свои недостат­ки, а не ближних.

«Мы далеки еще от любви Божией, и смиритесь в своем мудровании»...Слово о любви велико имеет пространство и неудобь сказуемо нашим скудным умом, а скуднее еще деланием. Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Этот путь — соблюдение заповедей Господних.  А заповеди Его все любовь суть и смирение. Мы далеки еще от любви Божией, и смиритесь в своем мудровании, прося всесильной Его помощи в искании Его. Вы прежде писывали, что любите Бога, но это проис­ходило от непознания вами себя. Может быть, некоторое умиление или сердечная радость уже и казались вам любовью, но любовь к Богу противными искушается, и непре­менно надобно сразиться с тремя врагами нашими: миром, плотью и диаволом...

Это справедливо, что надобно из любви к Богу угож­дать Ему, но любовь имеет тесный союз со смирением; и ежели сего последнего не видите в себе, то и любви не ищите. Любовь возвышает, а смирение возвышенной части не попущает <упасть>; отыми сие, и оная падет; вы же сознаете, что мнение и гордость вас не оставляют... Посему и надобно смиренным путем идти к Богу и опасаться самонадеяния, от сего-то вы и лишаетесь спокойствия и впадаете в преступления, о коих вы писали, что маловажные неприятности производили в вас досаду на несколько дней. Где же тут любовь Божия? А смирения и не бывало, но место их заступает гордость...

Из писем прп. Макария Оптинского