Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При на­ча­ле приз­ва­ния к жиз­ни ду­хов­ной Гос­подь по­се­ща­ет бла­го­да­тию Сво­ею и раз­лич­ны­ми уте­ше­ни­я­ми, но пос­ле от­ни­ма­ет оные и ввер­га­ет в огнь мно­го­об­раз­ных ис­ку­ше­ний и скор­бей, что­бы са­мо­лю­би­вое и сла­во­лю­би­вое на­ше уст­ро­е­ние со­вер­шен­но ис­пе­пе­ли­лось ог­нем ис­ку­ше­ния, и не име­ли бы на­деж­ды на се­бя и на свои де­ла, но на ми­лость и че­ло­ве­ко­лю­бие Бо­жие. Сми­ре­ние ве­лие бла­го!

преп. Макарий

Вся­ко­му ну­жен огнь ис­ку­ше­ний к ис­пы­та­нию и на­у­че­нию в тер­пе­нии. Не­об­хо­ди­мо смот­реть на ве­щи с точ­ки той, как Про­мысл Бо­жий пе­чет­ся о спа­се­нии на­шем: ино­му боль­ше, а ино­му мень­ше тре­бу­ет­ся слу­ча­ев к тер­пе­нию и обу­че­нию, а дру­го­му еще не приш­ло вре­мя.

преп. Макарий

Не уны­вай­те, ког­да бы­ва­ют ка­кие пот­ря­се­ния: это не­об­хо­ди­мо в обу­че­нии ду­хов­ной жиз­ни; ста­рай­тесь на­хо­дить в се­бе ви­ну и не об­ви­нять ни­ко­го из ближ­них.

преп. Макарий

Нетление – не всегда признак святости, а тление – греховности почившего

Действительно, теперь на Афоне нет мощей, как говорят, по следующему обстоятельству.

Один благочестивый старец жил там в безмолвии и уединении, и ученика своего всегда поучал держаться безмолвной и уединенной жизни. По кончине старца через год, по обычаю Афонскому, разрыли могилу и нашли главу старца, источающую благовонное и целительное миро. Многие стали ходить на поклонение этой главе, и мазались целебным миром, и тем нарушали безмолвие ученика. Поэтому он с упреком сказал почившему старцу: "Отче! Ты при жизни своей всегда поучал меня безмолвию и уединению, а по смерти своей нарушаешь это".

После этих слов благовонное и целебное миро иссякло, и осталась одна простая кость, и люди перестали ходить на поклонение. И говорят, что после этого находили в могилах одни кости желтые, или белые, или черные, по которым и различали состояние почивших душ; или находили нерастлевшие тела темные.

О таких всем братством молились в продолжении трех лет, ежегодно разрывая могилу, и прося местных архиереев читать разрешительную молитву. Некоторые тела, и по прошествии трех лет, остаются нерастлевающимися. Так их и оставляют.

Нетление – не всегда признак святости, а тление – греховности почившегоПричину этому домышляют такую: грехи против Бога Бог прощает по молитвам других, особенно по молитвам церковным и за поминовение на Бескровной Жертве, или за милостыню, подаваемую за сих умерших; а грехи против ближнего — обиду и неправду — Бог не прощает, если обидевший и неправдовавший вовремя не удовлетворит обиженного, или не примирится испрошением прощения.

В России же много мощей святых: Преподобного Сергия Радонежского, святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и многих других, которые о святости своей свидетельствуют чудесами.

Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного иеродиакона, нерастлевшееся и темное.

Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над сим телом. Но, и по разрешительной молитве, тело осталось в одинаковом положении. Владыка спросил, кто он был, и что за причина такого положения. В ответ услышал, что он был единственный сын бедной вдовы и против воли матери пошел в монастырь; а мать, по причине бедности, всегда на него роптала, и кто-то проговорил, что мать его и до сих пор жива. Владыка приказал отыскать мать. Привели девяностолетнюю старуху, согбенную. Владыка, указывая на положение ее сына, сказал, чтобы она простила его. Но старуха, отворачиваясь, не соглашалась, повторяя: "Я столько горя перетерпела через него!"

Владыка продолжал убеждать старуху, и наконец сказал: "Если не простишь, то и сама будешь связана". Убежденная старуха, как бы нехотя, сказала: "Ну, Бог его простит!" Темное тело тотчас рассыпалось в прах.

Во исполнение слов Господних (Быт. 3: 19): земля ecu, и в землю отъидеши, и в мощах предается тлению часть некая: или пальцы какой-либо руки или ноги, или что иное. Недавно в Зосимовской пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого кряжа гроб, и сделали новый деревянный гроб, и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению. Вот и равноапостольного князя Владимира осталась нетленной только глава, а из всего тела — одни кости. При конце мира, по трубному гласу Архангела, тело душевное изменится и претворится в тело духовное.

Из писем прп. Амвросия Оптинского