Аудио-трансляция

Все на­до пре­дать во­ле Бо­жи­ей, — и раз­лу­ку на­шу. Гос­подь вра­зум­ля­ет нас, что­бы не при­леп­ля­лись к зем­но­му, как бы до­ро­го оно не ка­за­лось, что­бы стре­ми­лись мы к не­бес­но­му, спа­сая ду­ши на­ши. А все­му зем­но­му да­вай це­ну зем­ную. Лишь бы ду­шу спас­ти, а ос­таль­ное все су­ет­но. Здесь все из­мен­чи­во. И мыс­ли на­ши долж­ны быть в Бо­ге, в бу­ду­щей жиз­ни. Зем­ное все прой­дет.

преп. Никон

Не нуж­но во­ро­жить­ся, а луч­ше на во­лю Бо­жию по­ло­жить­ся“. К во­ро­же­ям хо­дят лю­ди дво­е­душ­ные, ко­то­рые не на­де­ют­ся на ми­лость и по­мощь Бо­жию, а ищут по­мо­щи че­ло­ве­чес­кой или на­де­ют­ся бо­лее на ка­кие-ли­бо рас­че­ты че­ло­ве­чес­кие, а не на Бо­га и Его все­силь­ную по­мощь и вез­де­су­щий Про­мысл.

преп. Амвросий

Еще в Вет­хом За­ве­те ска­за­но: Сын не­на­ка­зан­ный скорбь от­цу и пе­чаль ма­те­ри (ср.: Притч. 17, 25), т. е. сын, не нас­тав­лен­ный в стра­хе Бо­жи­ем и за­ко­не Гос­под­нем. В нас­то­я­щее вре­мя мно­гие ро­ди­те­ли де­тей сво­их учат мно­го­му, час­то не­нуж­но­му и не­по­лез­но­му, но не­ра­дят о том, что­бы нас­тав­лять де­тей стра­ху Бо­жию, и ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Бо­жи­их, и соб­лю­де­нию пос­та­нов­ле­ний Еди­ной Со­бор­ной Апос­тольс­кой Церк­ви, от­че­го де­ти боль­шею час­тию бы­ва­ют не­по­кор­ны и не­поч­ти­тель­ны к ро­ди­те­лям, и для се­бя, и для оте­че­ст­ва не­пот­реб­ны, иног­да и злов­ред­ны.

преп. Амвросий

День памяти оптинских преподобномучеников
Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), Марка (Махрова) и мученика Бориса (Козлова)

5 декабря наш монастырь вспоминает пятерых братьев, претерпевших мученическую кончину. Гонения за веру двадцатого века объединили судьбы этих людей в общее житие.

Четыре будущих преподобномученика — монахи Оптиной пустыни — пришли в монастырь в начале двадцатого века, приняли постриг и окормлялись у оптинских старцев того времени. После закрытия монастыря насельникам обители пришлось перебраться в Козельск, где они поселились в одном доме и зарабатывали на жизнь, помогая по хозяйству «кому что требовалось». На церковные службы собирались в Благовещенской церкви, продолжая и в эти смутные времена вести монашеский образ жизни.

В этом же храме пел на клиросе Борис Козлов. В 1926 году он был церковным старостой в селе Покровское, но храм был закрыт, а старосте назначили такое задание по дровозаготовкам, чтобы выполнить его он не смог, за что и был наказан. После отбытия наказания Борис Козлов перебрался в Козельск, служил при местной больнице, а все свободное время отдавал церкви, где и познакомился с монахами.

В конце октября 1937 года четырех монахов Оптиной и Бориса Козлова арестовали. Им предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности. Обвинение было основано на показаниях свидетелей: монахи говорили, что раньше им жилось лучше, чем теперь при советской власти; продолжали общаться с другими «церковниками» — священниками и монашествующими… Арестованные признают пересказанные слова, но не признают обвинения в том, что планировали свержение советской власти.

21 ноября/4 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила всех пятерых к расстрелу. Престольный праздник обители они встретили в молитве здесь, на земле, а на следующий день были расстреляны и погребены в общей безвестной могиле.

Сегодня мы вспоминаем их подвиг и просим: «Молите Бога о нас!»

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь