Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до тер­петь не толь­ко пос­ти­га­ю­щие скор­би, но и се­бя тер­петь на­до.

преп. Никон

Что­бы был плод ду­хов­ный, нуж­ны из­ве­ст­ные ус­ло­вия: се­мя (сло­во) хо­ро­шее и поч­ва хо­ро­шая. Плод соз­ре­ва­ет при на­ли­чии тер­пе­ния. Сколь­ко бы­ло слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, не ви­дя ожи­да­е­мо­го пло­да, впа­дал в уны­ние, и все его тру­ды про­па­да­ли. На­до иметь ре­ши­мость все тер­петь. Толь­ко тог­да мож­но на­де­ять­ся на по­лу­че­ние же­ла­е­мо­го. В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19).

преп. Никон

Тер­пе­ние есть неп­ре­ры­ва­ю­ще­еся бла­го­ду­шие.

преп. Никон

День памяти оптинских преподобномучеников
Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), Марка (Махрова) и мученика Бориса (Козлова)

5 декабря наш монастырь вспоминает пятерых братьев, претерпевших мученическую кончину. Гонения за веру двадцатого века объединили судьбы этих людей в общее житие.

Четыре будущих преподобномученика — монахи Оптиной пустыни — пришли в монастырь в начале двадцатого века, приняли постриг и окормлялись у оптинских старцев того времени. После закрытия монастыря насельникам обители пришлось перебраться в Козельск, где они поселились в одном доме и зарабатывали на жизнь, помогая по хозяйству «кому что требовалось». На церковные службы собирались в Благовещенской церкви, продолжая и в эти смутные времена вести монашеский образ жизни.

В этом же храме пел на клиросе Борис Козлов. В 1926 году он был церковным старостой в селе Покровское, но храм был закрыт, а старосте назначили такое задание по дровозаготовкам, чтобы выполнить его он не смог, за что и был наказан. После отбытия наказания Борис Козлов перебрался в Козельск, служил при местной больнице, а все свободное время отдавал церкви, где и познакомился с монахами.

В конце октября 1937 года четырех монахов Оптиной и Бориса Козлова арестовали. Им предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности. Обвинение было основано на показаниях свидетелей: монахи говорили, что раньше им жилось лучше, чем теперь при советской власти; продолжали общаться с другими «церковниками» — священниками и монашествующими… Арестованные признают пересказанные слова, но не признают обвинения в том, что планировали свержение советской власти.

21 ноября/4 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила всех пятерых к расстрелу. Престольный праздник обители они встретили в молитве здесь, на земле, а на следующий день были расстреляны и погребены в общей безвестной могиле.

Сегодня мы вспоминаем их подвиг и просим: «Молите Бога о нас!»

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь