Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что прек­ра­ти­лась мо­лит­ва – то­му, ко­неч­но, есть при­чи­на: или са­мом­не­ние, или осуж­де­ние. А глав­ное, что­бы мы бы­ли сми­рен­ны­ми.

преп. Анатолий

Пер­вым ва­шим де­лом, как толь­ко про­сы­па­е­тесь, пусть бу­дет крест­ное зна­ме­ние, а пер­вы­ми сло­ва­ми – сло­ва Ии­су­со­вой мо­лит­вы.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ва прек­ра­тить­ся мо­жет толь­ко от боль­ших гре­хов. Или ес­ли кто не ка­ет­ся и не за­зи­ра­ет се­бя. А кто ка­ет­ся, то­му-то и нуж­на эта мо­лит­ва. Толь­ко нуж­но дер­жать се­бя во глу­би­не сми­ре­ния и не­пот­ре­б­ства. А что­бы ут­вер­ди­лась мо­лит­ва, луч­шее са­мое сред­ство – тер­петь скор­би и през­ре­ние!

преп. Анатолий

Где мы бесСильны,
единственное средство — молитваК дню памяти преподобноисповедника Никона Оптинского

Прписп. Никон Оптинский

Будущий прписп. Никон (Николай Беляев) рос в благочестивой религиозной семье. Когда мальчику было 8 лет, он тяжело заболел, почти умирал, но по молитвам родителей Бог даровал ему чудесное исцеление, предопределяя его путь и служение на всю жизнь. Повзрослев, Николай сначала выбрал для себя путь монашества, и лишь потом, через жребий — Оптину пустынь, о которой он на тот момент даже ничего не знал. В 1907 году он вместе с братом прибыл в Оптину и Николай поступил в послушание к старцу Варсонофию, который нашёл в юноше достойного последователя своих заветов. Весь свой опыт и знания передавал старец послушнику, закладывая прочный фундамент для возведения «душевного дома» во славу Божию. Исполнение многих пророческих слов старца увидел Николай спустя годы. Через что только ни пришлось пройти монаху Никону вместе с братией, чьё служение пришлось на революционные годы. Потрудились они в сельскохозяйственной артели, кто-то — в музее, который был открыт в бывшем монастыре, и всем им выпали гонения, аресты, ссылки, тюрьмы… В 1923 году вышел монах Никон на свой спасительный подвиг. Оставшись без монастыря, будучи выброшенным из обители, он принял на себя обязанности духовника и старца для богомольцев и монашествующих, до последней возможности оставаясь в Оптиной, а потом — в Козельске, принимая всякое поношение и укоризну: «Ведь я монах». В 1927 году иеромонаха Никона осудили и приговорили к лагерному сроку, после которого он остался на вольной ссылке неподалёку от Архангельска, практически до последних дней претерпевая поношения от своей же квартирной хозяйки. Тяжелейшие обстоятельства жизни будущий оптинский исповедник отказывался менять, принимая их как волю Божию, и не оставляя при этом переписку со своими духовными чадами. В возрасте 43 лет иеромонах Никон отошёл ко Господу. Чудесным образом, оставаясь в рассеянии по миру, сохранили монахи дух Оптиной и в духовном смысле не дали разрушить свою обитель. Иеромонах Никон последним покинул монастырь в 1927 году. А в 1988, накануне дня его памяти, пришло благословение начать работы по обретению мощей Оптинских старцев — прписп. Никон как бы благословил новый этап жизни Оптиной пустыни и вместе со старцами в 2000 году был прославлен для общецерковного почитания. Могила преподобного Никона, исповедника, утрачена, но мы знаем, что молитвенно он пребывает с братией монастыря и молимся ему об укреплении нашей веры и сил.

Избранные высказывания
преподобноисповедника Никона Оптинского

Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойная по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя! Это молитва — прекрасное врачевство для скорбящей души. Она помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий.

1/14 октября 1923 г., Оптина пустынь.

* * *

Кто искренно любит Господа, тот везде и всегда понуждает себя на хранение заповедей Его, ибо «Царствие Небесное нудится» (Мф. 11, 12). И если будешь только ожидать благоприятных условий для спасения, то никогда не начнешь Богоугодной жизни.

[Тюрьма, 1927‑1928 г.].

* * *

Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, — и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем мы их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией.

15/28—16/29 ноября 1922 г., Оптина пустынь.

* * *

Унывать не следует. И в скорбных переживаниях сокрыта милость Божия. Непостижимо для нас строит Господь жизнь нашу.

[Кемь, весна 1928 г.].

* * *

Где мы бессильны, единственное средство — молитва. Господь превыше нашего разумения строит все и жизнь нашу. Да будет воля Его, а мы в ней и с Ним всегда да пребудем.

2/15 марта 1929 г., г. Кемь.

* * *

Покаяние, по учению свв. отцев, открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних, человек начинает видеть другие, третьи, и т. д., начинает считать грехами то, что прежде не считал грехом; вспоминает нераскаянные грехи, давно минувшие, давно забытые. Покаяние — великая сила!

Оптина пустынь, 31 января/13 февраля 1924 г.

* * *

Скорбь есть ничто иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли; чтоб скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией, обретешь мир скорбной душе своей и сердцу.

О скорбях и бедствиях человеческих сказано в св. Евангелии: «Зрите, не ужасайтеся, подобает бо все сим быти» (Мф. 24, 6; Мк. 13, 7; Лк. 21, 9). Наше дело — хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное всецело надо предоставить воле Божией. Это дает мир сердцу.

30 апреля 1931 г., [Козловка].

* * *

Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют св. отцы: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его св. молитв помоги мне, грешной!» — от такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу. Можно молиться, если это происходит на людях, без всяких внешних молитвенных проявлений, сидя, ходя, лежа, ибо Бог зрит на сердце. А когда это искушение находит, тогда и молись, не медля и не стесняясь местом.

Козельск, 22 января/4 февраля 1925 г.

* * *

«Слава Богу, слава Богу! За все слава Богу!» От этих чудных святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все. Аминь.

12/25 августа 1926 г.


Пресс-служба монастыря Оптина пустынь