Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Бог пе­чет­ся и про­мыш­ля­ет об нас бо­лее, не­же­ли са­ми мы, Он уст­ра­и­ва­ет на­ше спа­се­ние, од­на­ко ж не хо­щет, что­бы мы ис­ка­ли оно­го в здеш­ней от­ра­де, но в скор­бях, в тес­но­тах и в бо­лез­нях. Со ос­ла­бою ли вош­ли в Царство Не­бес­ное от­цы и ма­те­ри на­ши? Не па­че ли тес­ным и прис­ко­рб­ным пу­тем при­об­ре­ли оное? Они скор­бе­ли, но не сту­жа­ли и не ма­ло­ду­ше­ст­во­ва­ли, и сие слу­жи­ло им от­ра­дою в лю­тей­ших скор­бях, ду­шев­ных и те­лес­ных, по пре­тер­пе­нии ко­их и со­вер­шен­ном сми­ре­нии по­лу­чи­ли и со­вер­шен­ное ус­по­ко­е­ние и да­же ду­хов­ное да­ро­ва­ние.

прп. Макарий

Див­ны де­ла Бо­жии и не­пос­ти­жи­мы для на­ше­го пом­ра­чен­но­го ума, но, сколь­ко мож­но, поз­на­ем из Пи­са­ния и из опы­тов, на на­ших гла­зах быв­ших, что Гос­подь по­сы­ла­ет бо­лез­ни, скор­би, ли­ше­ния, гла­ды, вой­ны, мя­те­жи, или на­ка­зуя за гре­хи, или пре­дуп­реж­дая, что­бы не впа­ли в оные, а иных ис­пы­ту­ет ве­ру. Итак, мы долж­ны бла­го­го­веть пред Его всеп­ре­муд­рым Про­мыс­лом и бла­го­да­рить за все Его к нам не­из­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие.

прп. Макарий

Как же мы поз­на­ли бы са­ми се­бя, ког­да бы ник­то не на­но­сил нам ос­ко­рб­ле­ний, и как бы стя­жа­ли тер­пе­ние, и как бы сми­ри­лись? Все это бы­ва­ет не без Про­мыс­ла Бо­жия, но пре­муд­рым Его смот­ре­ни­ем по­пус­ка­ют­ся каж­до­му к ис­ку­су его про­из­во­ле­ния и тер­пе­ния слу­чаи, мо­гу­щие сму­тить его и ко­ле­бать, да­бы по­знал свою не­мощь и сми­рил­ся или бы при­об­рел доб­ро­де­тель тер­пе­ния и люб­ви.

прп. Макарий

Посещение Великой Княгиней
Елизаветой Феодоровной
Оптиной пустыни в 1914‑1915 гг.

«Мы говели в этом идеальном монастыре» из письма Великой княгине Николаю 2 в 1915 г.

Прмцц. вел. кн. Елисавета

География паломничеств Великой княгини Елизаветы Феодоровны необычайно широка. Оптину пустынь она посетила 2 раза: в 1914‑1915 годах.

Великую молитвенницу за русскую землю в августейшей паломнице видели простой народ и монашествующие. Из речи насельника Оптиной пустыни епископа Михея (Алексеева): «Мы поражены тем простым, задушевным и ласковым отношением, которого Вы удостоили нас, а потому братия просила меня земно благодарить Вас».

9 июня 1914 г. Великая княгиня Елизавета Феодоровна впервые прибыла на несколько дней в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она подолгу беседовала со старцами отцом Нектарием (Тихоновым), отцом Феодосием (Поморцевым) и отцом Анатолием (Потаповым), у последнего исповедалась накануне причастия.

Пока Великая княгиня Елизавета Феодоровна была с паломническим визитом в Оптиной пустыни, 10 июня праздновала день рождения ее племянница Великая княжна Татьяна Николаевна. Великая княгиня отправила поздравительную открытку с видом Казанского собора Оптиной пустыни с подписью: «В твой день рождения в молитвах была с тобой здесь, в этом чудесном монастыре. Благослови тебя Бог».1

Своими впечатлениями о пребывании в Оптиной пустыни Великая княгиня делилась с близкими. Своей племянницей Великой княжне Ольге (дочери Николая II) она отправила открытку с видами монастыря, сопровождающимися теплыми словами: «В молитвах и любовью была со всеми вами. Приняла Святое Причастие вместе с некоторыми нашими сестрами, которые сопровождали меня в том паломничестве. Для Ольги. Твоя любящая тетенька Элла».1

О теплых проводах Великой княгини Елизаветы Феодоровны из Оптиной пустыни была опубликована заметка в издании «Русский паломник» №29 от 1914 г.:
«В сопровождении братии и всего народа направились к парому, где приготовлены были экипажи. Весь путь от собора до парома усыпан был зеленью и цветами. Ея Императорское Высочество Великая Княгиня взошла на паром. Взошли и Преосвященный Михей, и другие начальствующие лица. Паром тронулся. А братский хор чудно запел величественно «В Чермнем мори». Затем возглашено было многолетие. И Великая Княгиня, попрощавшись с братией, причем поклонившись в землю настоятелю о. Ксенофонту, милостиво раскланиваясь, села в экипаж и изволила отбыть на ст. Козельск».

Великая княгиня Елизавета Феодоровна была глубоко тронута радушным приемом, и по возвращении в Москву отправила благодарственные телеграммы на имя настоятеля монастыря и епископа Михея (Алексеева). Телеграммы были торжественно зачитаны Владыкой перед братией обители на монастырской трапезе скита.1

Посещение Оптиной пустыни в 1915 году

Второй раз Великая княгиня Елизавета Феодоровна посетила Оптину пустынь в 1915 году. Подготовка к поездке началась не менее чем за два месяца и носила сугубо личный характер.

В очередной раз она встретилась с отцом Нектарием. Об ее особом отношении к нему свидетельствует тот факт, что во время предыдущего паломничества в Оптину пустынь (27–30 мая 1914 г.) она несколько раз беседовала с подвижником, а в день отъезда «запросто посетила старца отца Нектария и долго с ним беседовала».

С глубоким почтением Великая княгиня также относилась к другому подвижнику Оптиной пустыни иеромонаху Анатолию (Потапову). В этот приезд она исповедовалась перед причастием у него и после исповеди имела с ним продолжительную беседу.

О двух днях говения в Оптиной пустныни подробно написано в издании «Калужский церковно-общественный вестник» от 10 сентября 1915 г.:
«26 августа к половине поздней литургии в Введенский храм Оптиной пустыни изволила прибыть Ее Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. После молебна Великая Княгиня приложилась к кресту и Владимирской иконе Божией Матери, а затем проследовала на могилки Оптинских старцев, где была отслужена панихида. В настоятельской келии Ее Высочество выразила желание причаститься Св. Христовых Таин на следующий день, т. е. 27 августа. Затем Ее Высочество изволила быть у иеромонаха Анатолия, а после сего отправиться на гостиницу, где для Нее были приготовлены покои. В 3 часа дня Великая Княгиня вторично была у иеромонаха Анатолия для исповеди. Когда началась вечерня (в 5 часов) Ее Высочество прибыла для слушания богослужения в соборный Введенский храм пустыни, а по окончании богослужения возвратилась в свои покои.

На следующий день, т. е. 27 августа, Великая Княгиня изволила быть на утренней, а затем в свое время (9 часов) за поздней литургией, которую служил настоятель пустыни, она причастилась Св. Христовых Таин. После литургии Ее Высочество изволила посетить настоятельские келии и откушать чай. Здесь присутствовали архимандрит Исаакий, игумения Ювеналия, казначей пустыни иеромонах Пантелеймон и иеромонах Анатолий. После чая Ее Высочество возвратилась в свои покои, а в 1 час дня посетила скит, где изволила быть в келиях скитоначальника игумена Феодосия и старца иеромонаха Нектария.

В 3 часа дня Великая Княгиня посетила лазарет пустыни для раненых воинов, а оттуда прибыла к 4 часам в больничный храм пустыни, где ввиду отбытия Ее Высочества из пустыни на вечернем поезде было отслужено, по желанию Ее, всенощное бдение и после оного молебен.

После молебна Великая Княгиня, осмотрев больницу пустыни, посетила иеромонаха Анатолия и затем возвратилась на гостиницу в свои покои, куда пришел проститься с Ее Высочеством и настоятель пустыни.

Наконец Ее Высочество приблизительно в 7 часов вечера 27 августа под колокольный звон изволила отбыть из пустыни на ст. Козельск, куда сопровождал Ее Высочество казначей иеромонах Пантелеймон и чины полиции, нарочито прибывшие для сего из Козельска».1

Из поездки Великая княгиня уже по традиции отправляет открытки близким с видами Оптиной пустыни. «Мы говели в этом идеальном монастыре, всего в ночи пути отсюда, в молитвах были нежно со всеми Вами. Любящая тебя Элла», напишет она императору Николаю II.1

Материалы подготовлены в сотрудничестве
с Марфо-Мариинской обителью милосердия в Москве www.mmom.ru


ГАРФ. Ф. 651. On. 1. Д. 197. п. 6–6 об. — на англ. яз.

ГАРФ. Ф. 673. On. 1. д. 85. Л. 45–45 об. — на англ. яз.

Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни: В 2 т. М., 2008. Т. 2. С. 486.

Калужский церковно-общественный вестник. 1915. 10 сентября. № 26. С. 9.

ГАРФ. Ф. 601. On. 1. Д. 1254. Л. 215–215 об.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь