Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Лю­бовь, ко­неч­но, вы­ше все­го. Ес­ли ты на­хо­дишь, что в те­бе нет люб­ви, а же­ла­ешь ее иметь, то де­лай де­ла люб­ви, хо­тя сна­ча­ла без люб­ви. Гос­подь уви­дит твое же­ла­ние и ста­ра­ние и вло­жит в серд­це твое лю­бовь. А глав­ное, ког­да за­ме­тишь, что по­гре­ши­ла про­тив люб­ви, сей­час же ис­по­ве­дуй это стар­цу. Это мо­жет быть иног­да от дур­но­го серд­ца, а иног­да и от вра­га. Са­ма ты не мо­жешь это­го ра­зоб­рать, а ког­да ис­по­ве­ду­ешь, враг и отой­дет.

преп. Амвросий

Нет вы­ше доб­ро­де­те­ли, как лю­бовь, и нет ху­же по­ро­ка и страс­ти, как не­на­висть, ко­то­рая не вни­ма­ю­щим се­бе ка­жет­ся ма­ло­важ­ною, а по ду­хов­но­му зна­че­нию упо­доб­ля­ет­ся убий­ству (1 Ин. 3, 15). Ми­лость и снис­хож­де­ние к ближ­ним и про­ще­ние их не­дос­тат­ков есть крат­чай­ший путь ко спа­се­нию.

преп. Амвросий

Пот­щим­ся па­че все­го воз­лю­бить ближ­не­го, ибо в его люб­ви и лю­бовь к Бо­гу зак­лю­ча­ет­ся.

преп. Макарий

Ко дню памяти последнего соборно избранного старца Оптинского

Прп. Нектарий Оптинский
(единственная сохранившаяся фотография)

12 мая – годовщина отшествия ко Господу преподобного Нектария Оптинского (1853‑1928) – последнего соборно избранного братией старца Оптиной пустыни до закрытия монастыря.

Преподобный Нектарий своей жизнью соединил две эпохи: золотой век оптинского старчества и век новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в XX в. Житие преподобного составлялось уже после его смерти на основе немногочисленных источников и свидетельств его духовных чад, которые жили по всему миру: и в России, и в Италии, и даже в Чили.

Он пришёл в Оптину пустынь в свои 20 лет и оказался под духовным руководством великих старцев конца XIX в. Некоторое время пробыл в затворе и в 1912 г. принял крест старчества у схиархимандрита Варсонофия. Последний избранный оптинский старец отличался особым даром – «юродствовал». Свидетели общения с ним часто не понимал сразу притч и загадок батюшки, только спустя время им открывались прикровенные пророчества старца.

Чего только не нашли в его келье, составляя опись имущества после закрытия монастыря в 1923 г.: детские игрушки, фонарики, куклы. «Я сам как дитя», – отвечал старец на недоуменные вопросы делавших опись.

В деревню Холмищи – последнее пристанище старца – стремились люди в тяжелейшие годы, рискуя оказаться под преследованием властей, преодолевая тяготы долгого пути, просто чтобы побыть несколько часов рядом с любимым «дедушкой».

«В нестерпимый зной страшных искушений» старец подкреплял верующих духовными утешениями – «божественным питием, нектаром».

В 1989 г. преподобный Нектарий вернулся в родной монастырь. Снова, как и сто лет назад, на сломе эпох, своей молитвой и верой, как дивным нектаром, подкрепляя верующих уже в начале XXI в.

Рака с мощами прп. Нектария во Введенском соборе Оптиной пустыни

Избранные высказывания прп. Нектария Оптинского:
Молитесь просто: «Господи, даруй мне благодать Твою!» На вас идёт туча скорбей, а вы молитесь: «Господи, даруй мне благодать Твою!» И Господь пронесёт мимо вас грозу.

* * *

Как скажешь: «Все святые, молите Бога о мне!» – так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» – и будет тебе приобретение.

* * *

Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается.

* * *

Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему. Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение; он и не знает, зачем живет. Это очень вредное недоумение, и часто бывает: человек, как лошадь, везет и везет, и вдруг на него находит такое… стихийное препинание.

* * *

Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говорить: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!».

* * *

Надо ближнего возлюбить, но возлюбить искренно, а не с расчетом. Любовь – это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее, а она должна быть как у Христа, когда Он за нас пострадал.

* * *

Спрашиваешь, как обращаться с неверующими – отвечать с благоразумием.
А пробуждать людей и вести к Богу – это не твое дело.
Слово Божие всем проповедано и проповедуется.
В беседах с сослуживцами неверующими обходись так же как и с верующими, но не входи с ними в религиозные споры – это бесполезно.

* * *

«Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мeнe ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех…» Сие слово Божие да будет Вам и утeшением, и крeпкою надеждою. Стойте крeпко в своей верe к Богу и уповании на Него, и Господь не посрамит. А что сдeлает Господь – во всем том положитесь на волю Божию, благую и совершенную. Так терпeли святыя мученики и так уповали, и Господь не посрамил их: прославил их и Сам прославился в них. Предлежат и Вам таяжде слова, аще последуете стопам их.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь