Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При­об­ре­те­ние внут­рен­ней мо­лит­вы не­об­хо­ди­мо. Без нее нель­зя вой­ти в Царство Не­бес­ное. Внеш­няя ум­ная мо­лит­ва не­дос­та­точ­на, ибо она бы­ва­ет и у че­ло­ве­ка, в ко­то­ром при­су­т­ству­ют страс­ти. Вот не­ко­то­рые и го­во­рят: „Ка­кой же смысл тво­рить мо­лит­ву? Ка­кая поль­за?" Ве­ли­кая! Ибо Гос­подь, да­яй мо­лит­ву мо­ля­ще­му­ся (1 Цар. 2, 9), даст че­ло­ве­ку мо­лит­ву или пе­ред са­мой смертью, или да­же пос­ле смер­ти... Толь­ко не на­до ее ос­тав­лять.

преп. Варсонофий

То­ми­тель­ное, час­то бе­зот­рад­ное сос­то­я­ние, пред­ва­ря­ю­щее по­лу­че­ние мо­лит­вы Ии­су­со­вой внут­рен­ней, не бы­ва­ет обя­за­тель­но с каж­дым. Ибо Царь мо­жет сра­зу обо­га­тить ни­ще­го. Но об­щий по­ря­док стя­жа­ния мо­лит­вы Ии­су­со­вой тот, что дос­ти­га­ют ее тру­да­ми и скор­бя­ми, в чис­ле ко­то­рых име­ет се­бе мес­то то­ми­тель­ное сос­то­я­ние ду­ха.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву мож­но тво­рить и в об­ще­ст­ве умом с про­из­но­ше­ни­ем ти­хо слов, не от­вер­зая уст, но, глав­ное, тут нуж­но сми­ре­ние, с чувством мы­та­ря.

преп. Макарий

В издательстве Оптиной пустыни вышел в свет новый номер «Оптинского альманаха»

В настоящий номер Оптинского альманаха вошли шесть статей об известных насельниках обители, о посещающих ее и о тех, кто стоял у истоков ее формирования.

Открывает альманах статья наместника Оптиной пустыни епископа Можайского Леонида, посвященная личности известного иерарха Русской Православной Церкви — монахолюбивого митрополита Платона (Левшина), благодаря которому произошло возрождение обители в конце XVIII века при настоятельстве игумена Авраамия.

В следующей статье доктор филологических наук В.В. Каширина рассказывает о начале монашеского пути архиепископа Ювеналия (Половцева), проведенного им в Оптиной пустыни под руководством преподобного старца Макария.

Статья кандидата исторических наук З.П. Иноземцевой является воспоминанием о насельнике монастыря иеромонахе Платоне (Рожкове), его деятельности в издательском отделе Оптиной пустыни и его исследованиях, основанных на принципах объективности, историзма, документального подтверждения фактов.

Четвертая статья — кандидата философских наук Н.В. Скоробогатько — посвящена судьбе русской поэтессы Надежды Александровны Павлович, духовной дочери преподобного старца Нектария, трудами которой были спасены ценнейшие материалы оптинского архива, а в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника культуры и была передана под охрану государства.

Пятая статья — сотрудника Дома-музея Л.Н. Толстого в Ясной Поляне Т.В. Комаровой — посвящена описанию связи нескольких поколений древнего рода Толстых с Оптиной пустынью и ее старцами.

Шестая статья — благочинного Брянского Свенского Успенского монастыря иеромонаха Диомида (Кузьмина) — представляет собой жизнеописание преподобного старца Никиты, жившего в XVIII веке в брянских и рославльских лесах, в которых до прихода в Оптину пустынь подвизались преподобные братья Моисей и Антоний (Путиловы).

Выпускаемый номер альманаха, снабженный многочисленными иллюстрациями, внесет весомый вклад в сбор сведений по истории Оптиной пустыни и жизнеописанию ее насельников, а также будет полезен для чтения всем интересующимся историей прославленной обители.

(Оптинский альманах. Вып. 7: Оптина пустынь в судьбах людей. — Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2021. — 112 с., ил.)

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь