О пользе постаиз письма преподобного Амвросия, старца Оптинского
Надо вразумиться! Что ни думай, что ни толкуй, а смерти не миновать, и суда Божия не избежать, на котором воздастся комуждо по делом его. Поэтому хорошо заблаговременно опомниться и взяться за настоящий разум. Евангельское учение начинается и заканчивается словами: Покайтеся! (Мк. 1, 15); Не приидо́х бо призва́ти пра́ведники, но гре́шники на покая́ние (Мф. 9, 13); Прииди́те ко Мне вси тружда́ющиися и обремене́ннии, и Аз упоко́ю вы; возьми́те и́го Мое́ на себе́ и научи́теся от Мене́, я́ко кро́ток есмь и смире́н се́рдцем, и обря́щете поко́й душа́м ва́шим (Мф. 11, 28-29). Призывает Господь труждающихся в борьбе со страстями и обремененных грехами, и обещает успокоить их через искреннее покаяние и истинное смирение.
Пишешь, что ты видишь N во дни Святой Четыредесятницы только в субботу и воскресенье, и ходишь к ней пить мятку; а о чае тамошние сестры и не толкуют в Святую Четыредесятницу. Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай, или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: Ца́рствие Небе́сное ну́дится, и ну́ждницы восхища́ют е (Мф. 11, 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, имже бог чре́во, и слава в студе́ их (Фил. 3, 19). И в псалмах сказано: заблуди́ша от чре́ва (Пс. 57, 4). Разумеется, – иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и, сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.
Если N к светлому празднику оденется хоть в полупарад, я и этому буду очень рад. Не вотще читаем в одной молитве: "Господи, аще хощу, или не хощу, спаси мя". И в псалмах сказано: брозда́ми и уздо́ю че́люсти их востя́гнеши, не приближа́ющихся к Тебе́ (Пс. 31, 9).
1881 г., из письма прп. Амвросия Оптинского