Аудио-трансляция

Что с на­ми ни бы­ва­ет, без по­пу­ще­ния Бо­жия не бы­ва­ет, как ска­за­но пра­вед­ным Ио­вом: яко­же Гос­по­де­ви из­во­ли­ся, та­ко и бысть (Иов. 1, 21). И по­се­му, по­доб­но ему, долж­ны бла­го­душ­но пе­ре­но­сить все слу­ча­ю­ще­еся в жиз­ни неп­ри­ят­ное, и удер­жи­вать се­бя от ро­пот­ли­вос­ти, и не го­во­рить: по­че­му это так, а не так?

преп. Антоний

О празднике Святой Троицы

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Кроме того, это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. И как Пасха Христова заменила собой ветхозаветную Пасху, так и новозаветная Пятидесятница заменила иудейскую Пятидесятницу.

В этот день Пятидесятницы, когда ученики Христовы и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня (или по‑нашему — в девятом часу утра) послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и остановились. Тут же, вместе с внешним видимым чудом, произошло и внутреннее, совершившееся в душах апостолов. Они “исполнились Духа Свята”, как говорит книга Деяний. Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, — как рассуждает св. Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо».

Апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Им был дан свыше новый благодатный дар — они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для распространения Евангельской Истины во всем мире. Прежде робкие и боязливые, они, укрепляемые Духом Божиим, явились мужественными и твердыми проповедниками веры, не страшились никаких угроз, ни жестоких гонений. И, действительно, как мы знаем, все апостолы, кроме Иоанна Богослова, умерли мученической смертью за Христа.

Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. Каждый слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Тогда св. апостол Петр произнес проповедь, в которой указал на исполнение древних пророчеств и завершение дела спасения людей, которое исполнил Господь Иисус Христос. Проста и кратка была эта первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших, победили их упорство и к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч».

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христовой. В этот день на общество учеников, как начало Церкви, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Христова Церковь стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.

В этот праздник принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная и Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (или прекрасный цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа. Он есть конец долгого, крестного пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

Название праздника — День Святой Троицы — объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность этого третьего Лица Пресвятой Троицы и учение о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты.

Праздник Святой Троицы говорит нам и о цели христианской жизни. Стяжание, собирание по крупицам Божественной благодати — вот непреходящее, вечное предназначение человека, его миссия. В этом приятии, в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле. Кто принял в себя Святого Духа, кто стяжал Его Благодать, тот стал причастным вечной жизни, тайны Будущего века, тот освятился и стал новым творением, новым человеком.

Земная жизнь и дана нам для того, чтобы получить эту преображающую силу, чтобы с помощью Св. Духа стать чадами Божиими. И Церковь Божия, ее богослужение, таинства, молитвы — является той средой, где мы можем научиться этому. Промысл Божий ведет нас к тому, чтобы человек задумался над собой, вырвался из омута повседневной земной суеты, вспомнил, что он предназначен для жизни в горнем мире, и стал заботиться о преображении своего сердца.

Если мы в сердце свое внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям копошатся в сердце человека. Но одновременно с этим иногда в этом же сердце, ужасном и страшном, проскальзывает жажда — хочется иметь другое сердце! Не хочется жить с таким, как сейчас! И эта тоска о новом сердце есть у каждого человека. Каждому дано почувствовать жажду другой жизни, жажду иного бытия.

Игумен Гавриил (Рожнов)

Как же нам приобретать Благодать Святого Духа? Ответ может быть только один: через жизнь по заповедям Христа. Об этом Он Сам говорит в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…» То есть для того, чтобы принять Духа Святого, нужно внимательно изучать заповеди Христа и исполнять их в своей жизни. И конечно, приобщаться Пречистого Тела и Крови нашего Искупителя, приступать ко Святой Чаше. Эта Чаша таинственно изображена на самой иконе новозаветной Троицы кисти преподобного Андрея Рублева, которую мы видим сегодня на аналое в каждом православном храме.

И в День Святой Троицы мы молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий, чтобы мы по‑настоящему обновились и воспрянули для духовной жизни. Аминь.

Из проповеди в праздник Святой Троицы, 2016 г.,
иером. Гавриил (Рожнов)