Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­доб­но то­му, как че­ло­век не за­ме­ча­ет, как он рас­тет, как из ма­лень­ко­го маль­чи­ка ста­но­вит­ся взрос­лым, так и ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка идет со­вер­шен­но не­за­мет­но для не­го. Этот не­ви­ди­мый ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка и есть са­мо­у­ко­ре­ние.

преп. Варсонофий

Уко­ряй­те се­бя. Уко­рить се­бя нет­руд­но, а не­ко­то­рые и это­го не хо­тят. Пе­ре­нес­ти укор от бра­та труд­нее, а са­мо­му уко­рить се­бя нет­руд­но. Кро­ме то­го, ес­ли мы и бу­дем уко­рять се­бя, а не бу­дем бо­роть­ся со страс­тя­ми, бу­дем есть сколь­ко хо­чет­ся, бу­дем спать сколь­ко хо­чет­ся, то та­кое са­мо­укоре­ние не­за­кон­ное, оно не при­не­сет поль­зы.

преп. Варсонофий

Ког­да вам ди­а­вол ука­зы­ва­ет на чу­жие не­дос­тат­ки и не­мо­щи и по­буж­да­ет вас к осуж­де­нию, вы го­во­ри­те се­бе: „Я ху­же всех, я дос­то­ин веч­ных мук. Гос­по­ди, по­ми­луй мя", и ес­ли да­же бу­де­те го­во­рить это без чувства, то все-та­ки нуж­но так го­во­рить.

преп. Варсонофий

Обретение мощей Оптинских старцев

Собор Оптинских старцев

Почти четверть века тому назад, 10 июля 1998 года, в Оптиной пустыни состоялось обретение мощей преподобных Оптинских старцев: Амвросия (Гренкова), Льва (Наголкина), Макария (Иванова), Илариона (Пономарева), Варсонофия (Плеханкова), Анатолия (Потапова) и Анатолия (Зерцалова).

Оптина пустынь и ее старцы неразрывно связанны с судьбой России. Более ста лет непрерывная плеяда старцев (одни старцы уходили в Горний мир, а их место занимали их ученики) окормляли, утешали и согревали человеческие души православной России. Духовные отголоски Оптиной пустыни слышны в русской культуре XIX-начала XX веков. За духовным советом к Оптинским старцам приезжали писатели, ученые, философы, мыслители, художники, композиторы и представители династии Романовых, а именно: братья Киреевские, А. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, П. А. Вяземский, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, С. М. Соловьев, К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент), С. А. Нилус, В. В. Розанов. Посещали обитель П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, граф А. П. Толстой, Великий Князь Константин Константинович Романов. Так, в 1914 году преподобномученица Великая Княгиня Елизавета посещает Оптину пустынь, принимает участие в богослужениях. Готовясь к Святому Причастию, исповедуется у старца Анатолия (Потапова). И за время своего нахождения в этой святой обители она неоднократно беседовала с ним. А при посещении скита, после Божественной Литургии, преподобномученица Елизавета продолжительно беседует со старцем Нектарием (Тихоновым).

Великий Промысел Божией устроил эту чудную духовную жемчужину для утешения людских скорбей, обретения надежды и укрепления в вере. Особая Божия благодать, почивающая на Оптинских старцах, до сегодняшнего дня изливается на нас в виде многочисленного духовного наследия: духовных советов, поучений, писем, дневников, воспоминаний. Сколько свидетельств о том, как после поклонения святым останкам преподобных старцев, происходили исцеления души и тела. И главное — старцы показали нам личный пример той истинно христианской жизни, открывающей двери в Царство Небесное. Эти небесные Оптинские светильники, предстоящие и молящие о нас у Престола Божия, и сейчас притягивают в святую обитель многочисленных паломников. Утешая, вразумляя и наполняя сердца любовью, с верою и надеждою притекающих к ним.

Так как же происходило обретение мощей семи Оптинских старцев в тот далекий 1998 год? На это мы взглянем глазами очевидца, одного из насельников монастыря в 90-хх.

«Задолго до начала проведения работ наместник испрашивал благословение у Святейшего Патриарха на извлечение останков старцев, которые уже были канонизированы 26 июля 1996 года. И вот Патриаршее разрешение было получено на Скитской престольный праздник — Рождество Иоанна Предтечи. Перед началом работ отслужили молебен. На месте погребения старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия (Плиханкова), между Казанским и Введенским храмами, а также за алтарем Никольского придела Введенского собора, братия при большом стечении богомольцев усердно молилась об успешном совершении дела, к которому готовились и которого ждали много лет. Для участия в работах в Оптину приехал известный археолог С. А. Беляев, участвовавший ранее в обретении мощей святителя Феофана Затворника и в идентификации останков царской семьи. Планировали открыть мощи только некоторых старцев, так как производство раскопок представлялось весьма трудоемким делом.

Раскопки мест захоронения Оптинских старцев начались 8 июля 1998 году. Монастырские рабочие сняли брусчатку, положенную на местах захоронения старцев в 80-90 годы 20 века, сняли ограждения и поверхностный слой земли. Было установлено непрерывное чтение Псалтири, место раскопок было освящено. Вход на территорию монастыря в эти дни был ограничен. Два иеромонаха и два инока начали раскопки могил старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Гроб отца Варсонофия располагался немного ниже гроба отца Анатолия.

Вид места раскопок с запада на восток: (1) - склеп, из которого в 1998 году обретены мощи, считавшиеся до 7 июля 1998 года мощами прп. Амвросия; (2) - место, считавшееся до 7 июля 1998 года могилой старца Макария; (3) - место, считавшееся до 7 июля 1998 года могилой старца Льва; (4), (5), (6), (7) - склепы, расположенные на один ряд ближе к Никольскому приделу Введенского собора; (8) - место, где начинали искать могилу старца Льва; (9) - Отверстие в большом поперечном (с юга на север) склепе

Он был накрыт покрывалом, бархатным с дорогой отделкой, пожертвованным еще в Голутвине благодарными старцу прихожанами. Покрывало это упоминается в некоторых воспоминаниях и отображено на фотографиях похорон старца. Оно очень хорошо сохранилось, и было достаточно крепким. Впоследствии его поместили в новый гроб старца, под его мощами. Братия с благоговением и трепетом открыли последние фрагменты, скрывавшие честные главы старцев на исходе дня памяти отца Никона (Беляева). Уже читали 9-й час к службе Тихвинской иконе Божией Матери. Глава отца Анатолия была в очень хорошей сохранности, цвета выраженно воскового и, кроме того, довольно узнаваемая, соответствующая его облику по фотографиям. Кости старца восковые с темными пятнами были почти не потревожены, образовывали мощный скелет (кажется, старца недаром называли «большим»). Сросшиеся позвонки по 3–5 шт. указывали на болезнь.

И здесь взору братии открылась удивительная картина: в грудной части скелета, на том месте, где находится сердце, было ясно видно светлое пятно размером с блюдце. Об отце Анатолии говорили, что ему была дана особая молитва. Потом это пятно исчезло. Окончание работ по обретению мощей старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия (Плиханкова) пришлось на 6–7 часов утра 9 июля, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери. Братию воодушевляла мысль о том, что должна быть восстановлена некая «историческая справедливость» и мощам старцев, отчасти подвергшимся поруганию, должна быть воздана подобающая честь. К открытию мощей старцев на захоронении, находящемся за алтарем Никольского придела Введенского собора, приступили также 8 июля. Было известно, что могилы на этом захоронении расположены рядами с севера на юг. За двадцать лет до передачи монастырю церкви, т. е. около 1968 года, Надежда Александровна Павлович, поэтесса, духовное чадо старца Нектария, наметила условно расположение могил братьев Киреевских и старца Амвросия. Кроме того, Ольга Александровна Кавелина (инокиня Серафима), двоюродным дедушкой которой был архимандрит Леонид (Кавелин), связанная с Оптиной пустынью с самого детства, помогала после открытия монастыря найти места погребения старцев. Но как оказалось впоследствии, этого было недостаточно. Останки, как предполагалось, двух старцев Макария и Льва были извлечены со всеми необходимыми предосторожностями из земли и перенесены во Введенский собор. Но невозможно было не обратить внимания на облачение тел и многие другие странные особенности. И в результате обсуждения ситуации довольно скоро стало понятно, что произошла ошибка в идентификации захоронений. Недоумение по поводу ошибки в расположении мощей старцев продолжалось несколько часов. Наместник монастыря получил от Святейшего Патриарха по телефону благословение открывать мощи всех старцев, находящихся в некрополе. Пространство вокруг могил было насколько возможно расчищено от земли и посторонних предметов. Были сделаны из досок приспособления, позволившие очистить захоронения от земли и в то же время не ступать прямо на гробы. Одновременно были открыты своды склепов старцев Амвросия и Макария, кладка сводов была частично разобрана ближе к ногам. Через такое отверстие братия проникали в склеп отца Амвросия, открывали гроб старца и затем передавали части мощей наверх, где они помещались на бумагу, расстеленную на фанерных столах. Очищали косточки от земли, затем в максимально более точном соответствии с анатомией скелета их перекладывали в специальные ящики. При составлении скелета братия полагались на знания наших иконописцев, т. к. некоторые мощи подверглись воздействию в той или иной степени и косточки были перемешаны. Так у преподобного Амвросия исчез крест парамана и косточки в центральной части груди располагались хаотично. Правильность предположений о местонахождении мощей старцев подтвердилась. И хотя отец наместник справедливо требовал от братии с возможной тщательностью собирать все доказательства, было совершенно ясно, что мощи принадлежат именно монахам и именно искомым старцам.

Части параманов, кресты, остатки клобуков, пузырьки с соборным маслом, само нетление мощей говорили о том, что открываются мощи преподобных Амвросия, Макария, затем Льва и других отцов. Все детали общей картины событий заняли свои места. Строение черепа старца Макария очень напоминало дошедшие до нас изображения преподобного. Между рядами, в головах у старца Амвросия и в ногах у старца Иосифа, немного в стороне, лежал старец Анатолий (Потапов), который незадолго до своей кончины приходил именно сюда и говорил, что места для одного человека здесь хватит. Желание работать, желание бодрствовать (отцу наместнику даже приходилось отправлять некоторых монахов отдыхать), благоговение и взаимопомощь, наконец, проявление братской любви говорили о том, что происходит необыкновенное событие. Любовь старцев изобильно изливалась на всех. Самые суровые сердца были смягчены благодатью.

Сохранившиеся части гробов старцев Амвросия и Макария, части одежды, тщательно собирались для сохранения как святыня. Мощи преподобного Амвросия имели особенный цвет — светлой проолифленной древесины. Сохранности очень хорошей. Склеп довольно сухой, немного заполненный землёй. Гроб отца Макария находился ниже гроба отца Амвросия на 30–40 сантиметров, склеп более влажный. Мощи также были в очень хорошем состоянии, цвета темного дерева. Когда были извлечены мощи отца Макария, и стало возможным без опасений разобрать свод склепа, расширили проем в стене между склепами и один из монахов смог проникнуть в сильно заполненный землей склеп отца Льва. Заполненный настолько, что расчищать путь к мощам возможно было только лежа. Могила старца подверглась воздействию: косточки скелета были разбросаны, перемешены с землей, так что приходилось просеивать всю землю, доставаемую из склепа. Одному из монахов пришлось лежа передавать землю другому, влезавшему в склеп и вылезавшему из него, чтобы передать ее дальше. Наверху по поверхности склепа кто-то неосторожно прошел и восточная часть свода, как раз там, где передавали друг другу ведро с землей, обрушилась. Находящийся в склепе монах подвергся серьезной опасности и за короткое время пережил и ужас перед возможностью быть раздавленным в этом малом пространстве, и страх смерти. После страха пришло чувство милости Божией и присутствия, заступничества старца Льва. Наверху поставили дежурного и работы были продолжены. Мощи старца были успешно извлечены по частям и потом собраны почти без потерь. Также постепенно во Введенском соборе оказались мощи старца Анатолия (Потапова), у которого особенно хорошо сохранилась верхняя часть скелета, цветом походящая на мощи старца Амвросия. Мощи преподобного Илариона были обретены последними. Его склеп не открывали сверху, а проделали отверстие в стенке со стороны захоронения старца Амвросия. В склеп преподобного Илариона проник один из братии и сам передал по частям мощи в отверстие.

На фотографии: к новообретенным мощам прикладывается Св. патр. Алексий II († 5.12.2008), справа — митр. Калужский и Боровский Климент и наместник Оптиной пустыни архм. Венедикт († 22.01.2018)

Таким образом, к 11 июля мощи семи старцев были подняты и помещены в специально приготовленные деревянные ковчеги. Все работы проходили в полном согласии и братской любви. Это были незабываемые для братии дни, с которыми не хотелось расставаться. Это было событие, давно ожидаемое и не обманувшее ожиданий, одна из важнейших вех в жизни обители. Настоящим торжеством Православия, славы и духовного величия Оптиной пустыни стало время, когда мощи старцев, с благоговением помещенные в специальные ковчеги, были выставлены в течение продолжительного времени во Введенском соборе. Обитель ожидала перенесение мощей своих старцев во вновь построенный и превращенный в усыпальницу храм Владимирской иконы Божией Матери.»

За окном 2021 год. Почти четверть века поклониться к святым останкам старцев Оптинских приезжают люди со всего света. И каждый, кто с верою и надеждою обращается к ним за помощью, получает ее. Преподобные старцы Оптинские, молите Бога о нас!

(Подробный рассказ о том, как обретали мощи Оптинских старцев читайте по данной ссылке.)

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь