Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Для гор­де­ли­вых уко­ре­ние – нож ост­рый, а для сми­рен­ных – на­ход­ка бо­га­тая.

преп. Антоний

Уны­ние зна­чит та же лень, толь­ко ху­же. От уны­ния и те­лом ос­ла­бе­ешь, и ду­хом. Не хо­чет­ся ни ра­бо­тать, ни мо­лить­ся, в цер­ковь хо­дишь с неб­ре­же­ни­ем, и весь че­ло­век ос­ла­бе­ва­ет.

преп. Амвросий

Мрач­ность-то ду­ха, хо­тя и ко ис­ку­су по­сы­ла­ет­ся иног­да, од­на­ко все на­доб­но ис­пы­тать: не за гор­дость ли по­сы­ла­ет­ся? – и на­доб­но сми­рить­ся.

преп. Макарий

Память двух оптинских преподобномучеников:
прпмч. Иоанникия (Дмитриева)
и прпмч. Серафима (Гущина)

Преподобномученики — мученики, принадлежавшие к числу монахов или послушников. Русская земля пополнила списки преподобномучеников именами святых, просиявших в период гонений на веру в двадцатом веке. Наш монастырь сегодня вспоминает двух братьев Оптиной, чьи имена включены в перечни мучеников и исповедников Русской Церкви.

Архимандрит Иоанникий (Дмитриев)

Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев), в миру Иван Алексеевич, родился в Тульской губернии в 1875 году в крестьянской семье, в которой было пятеро детей. С двенадцати лет мальчик обучался портняжному мастерству, позже перебрался в Москву и устроился в портняжную мастерскую. С детства Иван рос в благочестии, часто ходил в храм и думал о том, чтобы уйти в монастырь. Его выбор пал на Оптину пустынь, куда он поступил послушником в 1903 году, а в 1911 прп. Варсонофий постриг его в монашество с именем Иоанникий. Юноше довелось потрудиться портным в скиту монастыря, экономом в доме епископа Калужского Феофана, а с 1918 года — в тыловом ополчении. В 1921 году иеродиакон Иоанникий был рукоположен в иеромонахи, в 1928 году распоряжением священноначалия он становится настоятелем Георгиевского монастыря в Мещевске с благословением поддерживать престарелых монахов и монахинь, живших при монастыре. Но в 1929 году монастырь закрыли и преобразовали в коммуну «Искра», а отец Иоанникий стал настоятелем городского собора. Вокруг собора образовалась община из монахов закрытой обители, многие из которых уже не могли себя содержать по старости или болезни, настоятель их поддерживал, выполняя свое послушание.

В это время в стране разворачивалась коллективизация, власти опасались крестьянских восстаний, а монахи и священнослужители, будучи образованными людьми, представляли особую опасность для коммунистического режима. И уже в 1932 году в Мещевске арестовали 19 человек, из которых 11 — монашествующие. Игумен Иоанникий был помещен под арест в Брянске, ему предъявили обвинение «в создании контрреволюционной группировки из монашествующих». Обвинения были подтверждены показаниями «свидетелей» и, несмотря на то, что отец Иоанникий все отрицал, в 1933 году решением суда его отправили в ссылку. После возвращения из северного края батюшка был возведен в сан архимандрита и служил в Николо-Казинском соборе Калуги. Осенью 1937 года группу духовенства арестовали за «активную контрреволюционную деятельность».

Суд свершился быстро: 28 октября состоялся допрос, на котором отец Иоанникий подтвердил, что выражал недовольство советской властью, которая закрывала церкви и проводила несправедливые репрессии, но не признал обвинения в контрреволюционной деятельности. 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила архимандрита Иоанникия к расстрелу, а 23 ноября приговор был исполнен. Архимандрит Иоанникий погребен в общей безвестной могиле.

Иером. Серафим (Гущин)

Преподобномученик Серафим (Гущин), в миру Степан Григорьевич, родился в 1872 году в семье волжского судовладельца, в Нижегородской губернии. Получив начальное образование, он стал конторщиком на железной дороге. В 1893 году был призван в армию, и служил в звании унтер-офицера, а после службы вновь вернулся на прежнюю работу. В 1908 году он принимает решение покинуть мир и становится послушником в Оптиной пустыни. В 1915 году принял монашеский постриг с именем Серафим.

В 1921 году, когда уже началось постепенное закрытие Оптиной, монах Серафим был рукоположен в сан иеродиакона. Вместе с иеромонахом Нектарием он остается в монастыре, который становится сначала трудовой артелью, а потом музеем. Очень небольшое число монахов продолжает служить в Казанском храме, но в 1924 году и его закрывают. В этом же году отца Серафима рукоположили в иеромонахи и он переезжает в село Покровское, где служит в храме Покрова Божией Матери.

Гонения набирают силу и в этих внешних обстоятельствах путь христианского спасения определен: «сосредоточение на церковном служении и спасении души».

В годовщину революции, 7 ноября 1937 года, иеромонаха Серафима арестовали и, как и другим представителям духовенства, предъявили обвинения, подкрепленные «показаниями свидетелей». Отец Серафим твердо стоял на том, что ни террористических настроений, ни контрреволюционных высказываний, ни клеветы на советскую власть с его стороны не было.

19 ноября 1937 года на основании заключения следователей НКВД Перемышльского района, тройка приговорила иеромонаха Серафима к расстрелу. Как и отца Иоанникия его расстреляли 23 ноября 1937 года и точно также он погребен в общей безвестной могиле.

Преподобномученики Иоанникие и Серафиме, молите Бога о нас!

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь