Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ожив­ле­ние ду­ши со­вер­ша­ет­ся во­лей Бо­жи­ей и си­лой Бо­жи­ей, но от че­ло­ве­ка тре­бу­ет­ся его про­из­во­ле­ние в при­не­се­нии Бо­гу по­ка­я­ния. Срок по­ка­я­ния, пот­реб­но­го сог­ре­шив­ше­му, из­вес­тен Еди­но­му Бо­гу. Ка­ю­щий­ся греш­ник, бу­ду­чи как бы да­же за­быт Бо­гом, как ему ка­жет­ся это, по чуд­но­му ус­мот­ре­нию Бо­жию об­ре­та­ет поль­зу ду­шев­ную, при­хо­дит в пре­ус­пе­я­ние.

преп. Никон

Бог бу­дет су­дить о по­ка­я­нии не по ме­ре тру­дов, а по ме­ре сми­ре­ния. В оный день Бог бу­дет су­дить нас не о псал­мах, не за ос­тав­ле­ние на­ми мо­лит­вы (так и ког­да-ли­бо пра­ви­ла), но за то, что не по­ка­я­лись! Ве­лия бы­ва­ет ра­дость Ан­ге­лам на не­бе­си о еди­ном греш­ни­ке ка­ю­щем­ся. Бу­дем же мо­лить­ся: „Гос­по­ди, по­ми­луй. Гос­по­ди, да­руй ми сми­ре­ние и кро­тость". Или же: „Ими­же ве­си судь­ба­ми спа­си ме­ня, Гос­по­ди!" И Гос­подь по ми­лос­ти Сво­ей по­ми­лу­ет и спа­сет нас всех Сво­ею бла­го­да­тию.

преп. Иосиф

Каж­дый день и каж­дый час кла­ди­те на­ча­ло ко исп­рав­ле­нию, и Бог ми­лос­ти, че­ло­ве­ко­лю­бия и щед­рот по­даст и нам ру­ку Сво­ей по­мо­щи, как Пет­ру, свя­то­му апос­то­лу, уто­па­ю­ще­му в вол­нах морс­ких.

преп. Иосиф

День памяти преподобномученика
Пантелеймона (Аржаных)

Павел Тимофеевич Аржаных родился в Орловской губернии в 1872 году, с раннего возраста много помогал семье по хозяйству, работал у помещика, подрабатывал у крестьян. Семья была бедной, работать приходилось много. Несмотря на это, Павлу удавалось иногда приезжать в Оптину пустынь. Но перед окончательным приходом в монастырь была еще служба в армии, где Павел прошел обучение на фельдшерских курсах и стал ротным фельдшером.

В 1900 году Павел Тимофеевич приходит в монастырь. В монашестве, с учетом профессии и предваряя будущее послушника как мученика, ему дали имя в честь целителя и великомученика Пантелеймона. В 1911 году монах Пантелеймон был рукоположен в иеромонахи. Он несет послушание в лазарете Оптиной, а с 1915 года становится казначеем монастыря.

После закрытия монастыря власти начали изгонять монахов из обители. Тем, кто отрекся бы от монашества, давали возможность здесь жить, изгоняемым же выдавали две смены одежды и белья – и всё. Никто из оптинской братии от монашества не отрекся. Отец Пантелеймон перебрался в Козельск в 1925 году. К этому моменту там образовался «монастырь без стен» – около сотни монашествующих из Оптиной и Шамординского монастыря жили в городе, собираясь вместе на службы в городском храме. В 1926 году иеромонаха Пантелеймона возвели в сан игумена.

9 июня 1930 года в Козельске произошло столкновение крестьян с милицией и власти воспользовались этим поводом чтобы обвинить монашествующих в организации подпольного монастыря и намерении восстановить монархический строй. По этому обвинению, которое, конечно, не имело под собой оснований, отец Пантелеймон был приговорен к лагерному заключению и впоследствии был сослан в Елец, где и остался служить псаломщиком после ссылки.

Здесь его застали гонения 1937 года. И снова назначенные следователями «свидетели» дают показания о якобы контрреволюционной деятельности. Эти показания представляют собой пересказ проповедей отца Пантелеймона. В одной из них батюшка поминает замученного советской властью митрополита Петра Крутицкого и призывает всех православных «… быть такими же твердыми, каким был он, так же бороться с врагами веры православной, как боролся он…». Большего следствию и не нужно. Тройка НКВД вынесла приговор, по которому 29 ноября 1937 игумена Пантелеймона расстреляли и захоронили в общей безвестной могиле.

Батюшка, как и митрополит Петр Крутицкий, как и миллионы других мучеников за веру, остался тверд и верен Богу и Православию до конца.

Преподобномучениче Пантелеймоне, моли Бога о нас!

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь