Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли мы бу­дем со Хрис­том и во Хрис­те, то ни­ка­кая скорбь нас не сму­тит, а ра­дость на­пол­нит на­ше серд­це так, что мы и при скор­бях, и во вре­мя ис­ку­ше­ний бу­дем ра­до­вать­ся.

преп. Никон

Ес­ли мы всег­да бу­дем с Гос­по­дом, то и мы бу­дем иметь си­лу и мощь сви­де­тель­ство­вать о Нем, и мы бу­дем иметь му­же­ст­во, твер­дость и кре­пость ис­по­ве­до­вать Его, и ис­по­ве­до­вать не толь­ко язы­ком, но и са­мою жизнью сво­ею.

преп. Никон

Каж­дый че­ло­век есть дом Бо­жий, он пред­наз­на­чен на то, что­бы в нем оби­тал Свя­той Дух, что­бы в нем неп­рес­тан­но воз­но­си­лись сла­вос­ло­вия Бо­гу. А Бог мо­жет быть толь­ко в чис­том серд­це, мес­то на­до при­го­то­вить для Не­го. Как это сде­лать? – Очи­щать се­бя от страс­тей и мо­лить­ся. Тог­да серд­це на­ше бу­дет хра­мом – до­мом Бо­жи­им, мы бу­дем ви­деть тог­да по­пе­че­ние Бо­жие о нас и бу­дем не­прес­тан­но сла­вос­ло­вить Его.

преп. Никон

Одно из писем прп. Макария Оптинского в дни Пятидесятницы

Прп. Макарий Оптинский

Вот уже и Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие! – И так нечувствительно совершается годичное течение, с изменением торжеств, положенных Церковью, в воспоминание событий, нашего ради спасения совершившихся. – Верующая душа проникается более живой верой, благодарит и возвышается любовью к Творцу, растворяя оную глубочайшим смирением и перенося случающиеся всякого рода скорби, искушения и болезни, попускаемые промыслом Божиим к искусу нашей веры и любви к Нему; знает, что они временны, и что свободится от них, ежели не в то ж время, то непременно при разлучении души от соуз плоти; и ожидая оного часа, не боится смерти, но считает оную переходом в вечность и началом истинной жизни. Вот какие должны быть плоды попечения о нас матери нашей Церкви! Я умолчал здесь о делах веры, но само по себе разумеется, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20), как и дела без веры (Евр. 11, 6). Благодари же Господа и за твою болезнь, которая непременно исцелит твои душевные язвы, ежели ты чувствуешь иметь оные, и не думай, чтобы ты лучше могла быть, бывши здоровою: Бог больше нас знает, что для нас полезно; и когда будет Его святая воля, то и исцеление получишь. Ты пишешь, что братец твой добр, но жалеешь, что не сохраняет постов и не считает их за должное исполнять, хотя и читает Евангелие и Апостол. Он читает, но силы его не понимает: а может быть за добродетель его и даст ему Господь разум истинный. В Евангелии же Господь сказал св. апостолам и, в лице их, к преемникам: "Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя" (Лк. 10, 16), и вот какою великой властью и силой Иисус Христос облек Свою Церковь, дал ей власть вязать и решить: "аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех и аще свяжете на земли, будут связана на небеси" (Мф. 18, 18); и в другом месте: аще преслушает Церковь, буди тебе, яко же язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Св. апостолы установили св. посты, потом и преемники их, пастыри Церкви, на соборах то ж определили и расположили. Следовательно, это церковное законоположение должно быть твердо, ибо глава Церкви есть Сам Христос (Еф. 1, 22; 5, 23; Кол. 1, 18); и Церковь св. Апостол назвал столп и утверждение истины (Тим. 3, 15). Когда же преслушают св. апостолов и пастырей Церкви, то значит преслушают Самого Христа и Пославшего Его. Пусть о сем получше рассудит. Как бы ни были умны светские люди, но не могут сами собою руководствоваться в разумении Писания без Церкви; ибо св. Апостол велит повиноваться и покоряться наставникам, т. е. пастырям, согласно с повелением Господним (Евр. 13, 7-17).

И.М. 5 июня 1845 года.

Из письма прп. Макария, старца Оптинского