Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­ре­ние ус­по­ка­и­ва­ет и по­да­ет бла­го­на­де­жие к исп­рав­ле­нию, а сму­ще­ние бо­лее отя­го­ща­ет и вра­га на вас возд­ви­за­ет к боль­шим бра­ням.

преп. Макарий

Глав­ная при­чи­на сму­ще­ния от заз­ре­ния ближ­них и не­са­мо­у­ко­ре­ния, а враг име­ет си­лу еще бо­лее возд­ви­гать бу­рю сму­ще­ния в та­ком уст­ро­е­нии.

преп. Макарий

Сму­ще­ние во вся­ком слу­чае есть от ди­а­во­ла, от ко­то­ро­го да пок­ро­ет и сох­ра­нит нас Гос­подь.

преп. Лев

Одно из писем прп. Макария Оптинского в дни Пятидесятницы

Прп. Макарий Оптинский

Вот уже и Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие! – И так нечувствительно совершается годичное течение, с изменением торжеств, положенных Церковью, в воспоминание событий, нашего ради спасения совершившихся. – Верующая душа проникается более живой верой, благодарит и возвышается любовью к Творцу, растворяя оную глубочайшим смирением и перенося случающиеся всякого рода скорби, искушения и болезни, попускаемые промыслом Божиим к искусу нашей веры и любви к Нему; знает, что они временны, и что свободится от них, ежели не в то ж время, то непременно при разлучении души от соуз плоти; и ожидая оного часа, не боится смерти, но считает оную переходом в вечность и началом истинной жизни. Вот какие должны быть плоды попечения о нас матери нашей Церкви! Я умолчал здесь о делах веры, но само по себе разумеется, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20), как и дела без веры (Евр. 11, 6). Благодари же Господа и за твою болезнь, которая непременно исцелит твои душевные язвы, ежели ты чувствуешь иметь оные, и не думай, чтобы ты лучше могла быть, бывши здоровою: Бог больше нас знает, что для нас полезно; и когда будет Его святая воля, то и исцеление получишь. Ты пишешь, что братец твой добр, но жалеешь, что не сохраняет постов и не считает их за должное исполнять, хотя и читает Евангелие и Апостол. Он читает, но силы его не понимает: а может быть за добродетель его и даст ему Господь разум истинный. В Евангелии же Господь сказал св. апостолам и, в лице их, к преемникам: "Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя" (Лк. 10, 16), и вот какою великой властью и силой Иисус Христос облек Свою Церковь, дал ей власть вязать и решить: "аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех и аще свяжете на земли, будут связана на небеси" (Мф. 18, 18); и в другом месте: аще преслушает Церковь, буди тебе, яко же язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Св. апостолы установили св. посты, потом и преемники их, пастыри Церкви, на соборах то ж определили и расположили. Следовательно, это церковное законоположение должно быть твердо, ибо глава Церкви есть Сам Христос (Еф. 1, 22; 5, 23; Кол. 1, 18); и Церковь св. Апостол назвал столп и утверждение истины (Тим. 3, 15). Когда же преслушают св. апостолов и пастырей Церкви, то значит преслушают Самого Христа и Пославшего Его. Пусть о сем получше рассудит. Как бы ни были умны светские люди, но не могут сами собою руководствоваться в разумении Писания без Церкви; ибо св. Апостол велит повиноваться и покоряться наставникам, т. е. пастырям, согласно с повелением Господним (Евр. 13, 7-17).

И.М. 5 июня 1845 года.

Из письма прп. Макария, старца Оптинского