Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Как же быть тем, ко­то­рых как бы не­воль­но тре­во­жат и бес­по­ко­ят не­лю­бовь и зло­ба, за­висть и не­на­висть или сму­ща­ет не­ве­рие? Преж­де все­го долж­но об­ра­тить вни­ма­ние на при­чи­ны сих страс­тей и про­тив этих при­чин упот­ре­бить при­лич­ное ду­хов­ное вра­че­в­ство. При­чи­на не­ве­рия — люб­ле­ние зем­ной сла­вы, как сви­де­тель­ству­ет Сам Гос­подь во Свя­том Еван­ге­лии: ка­ко мо­же­те ве­ро­ва­ти, сла­ву друг от дру­га при­ем­лю­ще, сла­вы же от еди­но­го Бо­га не ище­те (Ин. 5, 44). А за­висть, и зло­ба, и не­на­висть про­ис­хо­дят от гор­дос­ти и от не­и­ме­ния люб­ви к ближ­ним.

преп. Амвросий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву про­из­но­си про­тив блуд­ных ис­ку­ше­ний, а в гнев­ных ис­ку­ше­ни­ях мо­лись за то­го, на ко­го скор­бишь: „Спа­си, Гос­по­ди, и по­ми­луй та­кую-то и ее свя­ты­ми мо­лит­ва­ми по­мо­зи мне ока­ян­ной и греш­ной“.

преп. Амвросий

Ого­род­ник вес­ною спер­ва со­вер­шен­но очи­ща­ет зем­лю от вся­кой дур­ной тра­вы, по­том уже в чис­тую зем­лю са­жа­ет рас­те­ния; но дур­ная тра­ва опять про­ни­ка­ет, и ого­род­ник дол­жен поч­ти це­лое ле­то ос­то­рож­но про­па­лы­вать и очи­щать рас­те­ния от дур­ной тра­вы нес­коль­ко раз, по­ка ук­ре­пят­ся со­вер­шен­но ого­род­ные рас­те­ния. Те­ло на­ше соз­да­но из той же зем­ли, и сколь­ко че­ло­век ни ста­ра­ет­ся очи­щать се­бя от страс­тей, страс­ти опять про­ни­ка­ют, как дур­ная тра­ва. Опять об­ра­тим­ся к ого­ро­ду ко­то­рый, ес­ли пло­хо ог­раж­ден, то ко­зы и свиньи пов­реж­да­ют рас­те­ние. А пти­цы мо­гут ле­тать и чрез ог­ра­ду. Ого­род­ник дол­жен за всем этим сле­дить и сох­ра­нять рас­те­ние. А хрис­ти­а­нин дол­жен сох­ра­нять пло­ды ду­хов­ные от мыс­лен­ных птиц, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся иног­да и в дру­гих жи­вот­ных. Пра­от­цу на­ше­му ска­за­но: в по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же возв­ра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­я­же взят еси (Быт. 3, 19).

преп. Амвросий

Совместный проект
издательского отдела Оптиной пустыни
и Перервинской духовной семинарии

В сентябре 2021 г. успешно реализован совместный проект издательского отдела Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптиной пустыни и Перервинской духовной семинарии в Москве — издание Сборника Слов прп. Симеона Нового Богослова (кон. X — нач. XI в.) в русском переводе. Издание приурочено к памятной дате 2022 года — 1000-летию со дня кончины великого святого Православной Церкви — прп. Симеона Нового Богослова (949–1022).

Полный сборник включает в себя огласительные, богословские и нравственные Слова. Книга затрагивает широкий спектр вопросов: от учения о Святой Троице и сотериологии до литургики, аскетики, антропологии.

Бесценный опыт богообщения, которым преподобный Симеон щедро делится на страницах своих произведений, Православная Церковь признала верным изображением своего Предания, наименовав автора Богословом. 2022 год

Уникальность недавно вышедшего издания заключается в том, что в переводе с древнегреческого языка на русский язык сборник публикуется впервые. Перевод выполнен по критическому изданию серии «Христианские источники»*, в основу которого положены десятки греческих рукописей с XI по XVIII века. Написанные прозой, слова преподобного Симеона Нового Богослова подчас, переходят в поэтическую форму. Обычно это происходит в тех местах, где автор описывает свой мистический опыт или обращается с молитвой к Богу. В настоящем издании такие фрагменты для удобства восприятия разбиты на стихотворные строки.


* Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses / Introd., texte critique et notes par Krivochéine B. Trad. par Paramelle J. // SC 96, Paris, 1963; 104, Paris, 1964; 113, Paris, 1965. Traités théologiques et éthiques / Intr., texte critique, trad. et notes par Jean Darrouzès // SC 122. Paris, 1966; 129. Paris, 1967.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь