Слово в день памяти
преподобного Амвросия Оптинского
Ныне мы совершаем память преподобного Амвросия, старца Оптинского. Преподобный был человеком мягкой любвеобильной души, полной снисхождения к слабостям человеческим. Нет, он не потворствовал им, всё грязное, нечистое отталкивало его, и он очень строго относился к тем, которые без угрызения совести нарушали правила нравственности. Но если в согрешившем преподобный Амвросий видел искреннее раскаяние, сердечную скорбь о грехах своих, то преображался. Лаской и прощением отзывался он на покаянные слёзы и этим сердечным участием тотчас снимал тяжесть греха с грешника. «Батюшка с тебя скорбь-то, как шубу снимает», — выразился о нём духовный сын. Христианская любовь была отличительным свойством преподобного. Не та пристрастная языческая любовь, любящая только любящего его и делающая добро только тем, которые почему-нибудь полезны или приятны для неё, но та любовь, которая во всех людях видит прежде всего образ и подобие Божие — и любит его, и плачет о его искажениях. И не гордым словом упрёка встречает слабости и немощи человеческие, но все их несёт на себе. Та любовь, которая заставила одного святого в молитвах с дерзновением воззвать к Богу: «Господи, если я приобрёл благодать пред Тобою, если я достиг Царства Небесного, то вели и братьям моим войти со мною, а без них и я не пойду туда». Этой же любви он учил и всех духовных чад своих, её особенно старался насадить в их душах: «Господь наш Иисус Христос две исходные заповеди изрёк ученикам своим: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам. И паки: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Не вотще повторяется мудрое слово старинных людей: «Где мир и любовь, там и Бог». А «где Бог, там всякое благо». Постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть». «Чада духовные! понудим себя иметь ко всем любовь и благорасположение, доброжелательство ко всем любящим и нелюбящим нас, благосклонным и неблагосклонным, благоприветливым и неблагоприветливым. Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает».