Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Бо­лез­ни те­лес­ные по­сы­ла­ют­ся че­ло­ве­ку от Бо­га не всег­да за грех в на­ка­за­ние, но иног­да и по бла­го­во­ле­нию для ос­во­бож­де­ния или для пре­дох­ра­не­ния нас от не­ду­гов ду­шев­ных, ко­то­рые не в при­мер опас­нее те­лес­ных.

прп. Антоний

При­у­чись боль­ше мол­чать, тог­да гре­шить и осуж­дать не бу­дешь. Ког­да пе­рес­та­нешь роп­тать, усерд­ней бу­дешь ра­ди Бо­га слу­жить боль­ным, то из­ба­вишь­ся от сво­ей бо­лез­ни не толь­ко те­ла, но и ду­ши. Ес­ли же при исп­рав­ле­нии бо­лезнь и не ос­та­вит, то зна­чит, это для то­го, что­бы за тер­пе­ние дать ве­нец в бу­ду­щей жиз­ни на бес­ко­неч­ное вре­мя.

прп. Иосиф

Жизнь на­ша есть ду­хов­ная вой­на с не­ви­ди­мы­ми ду­ха­ми зло­бы. Они воз­му­ща­ют нас за­ло­г­ствен­ны­ми на­ши­ми страсть­ми и по­буж­да­ют к прес­туп­ле­нию за­по­ве­дей Бо­жи­их. Ког­да вник­нем и расс­мот­рим вни­ма­тель­но, то най­дем, что на вся­кую страсть есть вра­че­в­ство — за­по­ведь, про­ти­во­по­лож­ная оной, а по­то­му вра­ги и ста­ра­ют­ся не до­пус­тить нас до се­го спа­си­тель­но­го вра­че­в­ства.

прп. Макарий

В Великий пост с сердцем, очищенным от обид

Преп. Антоний Оптинский

Великий пост православные христиане встречают, испросив прощение у своих близких, очистив свое сердце от обиды, злопомнения, гнева и раздражительности.

Преподобный Антоний Оптинский в преддверии Великого поста писал своим чадам: «Теперь вот приблизились прощеные дни, в которые благочестивые и смиренные люди испрашивают друг у друга прощение во всем. А, как и я многим лицам не только насолил, но и пересолил, т. е. нагрубил и досадил, а в том числе и Вам, посему преклоняю колена и главу свою к ногам Вашим, и прошу смиренно милостивого прощения Вашего и разрешения во всех погрешностях моих пред Вами. Равно и Вас прощаю и разрешаю в погрешностях Ваших предо мною; ибо кто есть человек, иже поживет и не согрешит? Един бо есть Бог безгрешен».

Одна из учениц преподобного сетовала, что ей сложно бывает подойти к человеку и попросить прощения. Укрепляя свою духовную дочь, он давал такое наставление: «Прощенья просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения. Но диавол живет восьмую тысячу лет, а тебе и 18 нет. Во всем тобою исповеданном Бог простит тебя».

Другая ученица писала, что ей совестно и смутительно попросить прощение на людях. На что преподобный Антоний отвечал: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, то же, что орех разгрызть».

Даже великим грешникам, если они принесут покаяние и изменят свою жизнь, Господь дарует прощение.

Как писал преподобный Антоний: «Отчаиваться в милосердии Божием ни в каком случае не следует, приводя в пример евангельскую блудницу, разбойника и мытаря, покаявшихся и получивших прощение от Милосердного Господа».

«Смирись перед Богом. Смиряйся по силе и перед людьми. Не зазирай никого. А проштрафишься — сейчас кайся: Господи, прости! Господи, помилуй! Господи, помоги!»