Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ого­род­ник вес­ною спер­ва со­вер­шен­но очи­ща­ет зем­лю от вся­кой дур­ной тра­вы, по­том уже в чис­тую зем­лю са­жа­ет рас­те­ния; но дур­ная тра­ва опять про­ни­ка­ет, и ого­род­ник дол­жен поч­ти це­лое ле­то ос­то­рож­но про­па­лы­вать и очи­щать рас­те­ния от дур­ной тра­вы нес­коль­ко раз, по­ка ук­ре­пят­ся со­вер­шен­но ого­род­ные рас­те­ния. Те­ло на­ше соз­да­но из той же зем­ли, и сколь­ко че­ло­век ни ста­ра­ет­ся очи­щать се­бя от страс­тей, страс­ти опять про­ни­ка­ют, как дур­ная тра­ва. Опять об­ра­тим­ся к ого­ро­ду ко­то­рый, ес­ли пло­хо ог­раж­ден, то ко­зы и свиньи пов­реж­да­ют рас­те­ние. А пти­цы мо­гут ле­тать и чрез ог­ра­ду. Ого­род­ник дол­жен за всем этим сле­дить и сох­ра­нять рас­те­ние. А хрис­ти­а­нин дол­жен сох­ра­нять пло­ды ду­хов­ные от мыс­лен­ных птиц, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся иног­да и в дру­гих жи­вот­ных. Пра­от­цу на­ше­му ска­за­но: в по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же возв­ра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­я­же взят еси (Быт. 3, 19).

преп. Амвросий

Да даст Гос­подь ра­зум и си­лы друг дру­га тя­го­ты но­сить и тем соб­лю­дать за­кон Хрис­тов, лю­бовь и мир. Ошиб­ки, прос­туп­ки и гре­хи брать­ев да бу­дут мои.

преп. Моисей

Не­мо­щи ду­шев­ные бра­та сво­е­го долж­но но­сить бла­го­душ­но без огор­че­ния. Ибо ес­ли кто бо­лен те­лом, то не толь­ко на не­го не огор­ча­ем­ся, но еще и слу­жим то­му вся­ким об­ра­зом, то та­ким об­ра­зом на­до и в ду­шев­ных не­ду­гах пос­ту­пать.

 

преп. Моисей

День прославления двух оптинских преподобномучеников

11 декабря 1937 года — день прославления двух преподобномучеников оптинских: Викентия (Никольского) и Рафаила (Тюпина).

Виктор Никольский, будущий монах Викентий, уроженец Санкт Петербурга, был внуком священника. Отец Виктора вышел из духовного сословия, стал высокопоставленным чиновником, и семья жила безбедно. Но все богатство Никольские потеряли в дни революции. Виктор, третий сын, выбрал богатство нетленное — в 1913 году он пришёл в Оптину и был определен на трудовое послушание в канцелярии монастыря. Уже в годы лихолетья, когда постриг сулил путь исповедничества, он принял монашество с именем Викентий. После закрытия монастыря, монах Викентий год прослужил в музее при Оптиной, а потом уехал в город Ромны, на Украину, где служил сторожем при церкви. По указанию властей он вернулся в Козельск. Все это время монах Викентий строго соблюдает монашеские обеты и сохраняет свою душу от нечистоты мира. В Козельске он встретил своих собратьев, вместе они молились и помогали друг другу выживать, что и послужило поводом обвинить всю группу монашествующих в контрреволюционном заговоре. В 1930 году его приговорили к лагерному заключению, и после срока, в 1935 году, нищий и больной, он возвращается в Козельск. В 1937 его снова арестовывают, приговаривают к расстрелу, но этот приговор был заменён на 10 лет лагерей. Монах Викентий скончался 11 декабря 1937 года в лагерях Архангельской области.

Выходец из крестьянской семьи Борис Тюпин пришёл в Оптину в 1912 году и нёс в монастыре послушание повара. В 1914 был мобилизован на фронт и уехал из монастыря, а после ранения он вернулся в обитель — в госпиталь, устроенный при Оптиной. В 1918 его снова призывают на фронт, но из-за болезни ему пришлось остаться в Москве. Здесь в 1922 году он принимает монашеский постриг с именем Рафаил, а в 1926 — рукоположен в иеромонаха. Служить ему довелось в Калужской области, и очень скоро его ревностное служение, чистота веры и духовные дары стали известными среди местных крестьян. Конечно, власти такое принять не могли, и в 1932 году его приговорили к ссылке в Казахстан. Приговор был основан на проповедях батюшки и на истории об исцелении бесноватой, которая была зафиксирована в материалах дела, тем самым став официальным подтверждением духовных даров отца Рафаила. После ссылки батюшке пришлось поскитаться по приходам, но найти новое место служения не удалось, и он остался жить в селе Маклино Московской области, добывая себе пропитание сапожным ремеслом. 2 декабря 1937 года, одним днем, было проведено следствие, в основу которого легли показания селян о том, что он «разложил дисциплину в колхозе». Дальше события развивались быстро и стандартно: 9 декабря тройка НКВД приговорила иеромонаха Рафила к расстрелу, а 11 декабря он был расстрелян на полигоне в Бутово.

Братья Оптиной вместе со страной проходили путь русской Голгофы, сохраняя православную веру и верность Богу. Сегодня их подвиг служит для нас примером и вдохновением, и мы непрестанно просим их: «Молите Бога о нас!»

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь