Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы са­ми по се­бе, без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи, и по­мо­лить­ся-то не в сос­то­я­нии: не мо­жем мы мо­лить­ся как сле­ду­ет и не зна­ем, как и о чем мо­лить­ся.

преп. Никон

На­до вни­ма­тель­но сло­ва мо­лит­вы про­из­но­сить, в смысл вни­кать, а не стре­мить­ся к слиш­ком вы­со­ко­му. Ведь ес­ли мы неп­ра­виль­но чи­та­ем, не вни­ма­ем чи­та­е­мо­му, то этим уте­ша­ем бе­сов.

преп. Никон

Во вре­мя усерд­ной мо­лит­вы же­ла­ешь, что­бы ви­де­ли, как ты мо­лишь­ся. Это бе­сы вла­га­ют по­мыс­лы тщес­ла­вия. Хо­ро­шо, что на них не ос­та­нав­ли­ва­ешь­ся. И впредь их долж­но пре­зи­рать.

преп. Иосиф

Кто же тот враг,
которого нужно любить?

Святейший Патриарх Кирилл

Кто же тот враг, которого нужно любить? Часто мы сами создаем таких врагов — по недомыслию, по наущению других, по внутреннему противлению другому человеку, из-за зависти. Мы создаем себе врагов в нашем общении и потом начинаем бороться с ними, стараемся сделать им некое зло, убрать с нашего жизненного пути, забывая слова: «как хотите, чтобы к вам относились люди, так вы относитесь к ним». Но Господь призывает нас не делать из ближних врагов, а находить в себе силы прощать, находить в себе силы созидать вокруг себя мир.

А кто выходит победителем, когда человек прощает своего врага? Враг или тот, кто простил врага? Конечно же, тот, кто простил врага, потому что борьба с ближними приносит человеку страдания. Жизнь превращается в ад, сны кошмарные снятся, человек просыпается с высоким давлением, с головной болью, все подчиняется этой борьбе с ближним. А это значит, что если ближний действительно сделал тебе зло, то, отвечая ему тем же, ты сдаешь свои позиции, ты проигрываешь борьбу.

Ты был спокоен, но появился злой человек, и твое спокойствие исчезло, — значит, он тебя победил. Он свою злобу и свою неправду посеял в твое сердце. Но если ты не отвечаешь ему злом, если ты молишься за него как за человека погибающего, если ты изгоняешь из сердца своего злобу, не теряя при этом разумной оценки жизненной ситуации, то ты спокойно спишь, ты сохраняешь свое здоровье, и тебя этот злой человек не побеждает, — ты его побеждаешь своим добром.

Вот этот новый закон жизни, закон любви был проповедан святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием нашим предкам, проповедан на их родном языке. И предки усвоили этот закон, так что произошел коренной, радикальный переворот в жизни нашего народа. И если сегодня мы имеем что-то доброе в наших человеческих отношениях, если мы имеем что-то ценное в нашей культуре и наших традициях, то это все оттуда, из той глубины, из той евангельской истины, которая открылась нам через проповедь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии
18 октября 2015 года