Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Пе­ред ис­по­ведью зай­ми­тесь сы­ном и при­го­товь­те его к это­му Та­ин­ству, как су­ме­ете. Зас­тавь­те его пе­ред ис­по­ведью про­честь за­по­ве­ди с объ­яс­не­ни­ем. Ка­са­тель­но исп­рав­ле­ния его не­дос­тат­ков во­об­ще, мо­же­те ему го­во­рить иног­да по­лу­шут­ли­вым то­ном: „Ты ведь мо­ло­дой князь, чрез та­кие пос­туп­ки не уда­ряй се­бя ли­цом в грязь“.

прп. Амвросий

Де­тей мы обя­за­ны учить, а от де­тей са­ми долж­ны учить­ся, по ска­зан­но­му от Са­мо­го Гос­по­да: аще не бу­де­те, яко де­ти, не вни­ди­те в Царствие Не­бес­ное (Мф. 18, 3). А свя­той апос­тол Па­вел про­тол­ко­вал это так: не де­ти бы­вай­те умом, но зло­бою мла­ден­че­ст­вуй­те; умы же сове­р­шен­ни бы­вай­те (1 Кор. 14, 20).

прп. Амвросий

В бла­гие ми­ну­ты мо­жешь ска­зать пи­то­ми­це, что она, как хрис­ти­ан­ка, кро­ме жур­на­лов долж­на чи­тать ду­хов­ные кни­ги и на сло­во не ве­рить вся­ко­му вздо­ру без раз­бо­ра — что мож­но ро­дить­ся из пы­ли и что лю­ди преж­де обезь­я­на­ми бы­ли. А вот это прав­да, что мно­гие лю­ди ста­ли обезь­я­нам по­д­ра­жать и до сте­пе­ни обезь­ян се­бя уни­жать.

прп. Амвросий

Заступница усердная,
Мати Господа Вышняго

21 июля — празднование в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы. Этот образ является одним из самых почитаемым на Руси, и связан с важнейшими событиями нашего отечества. Установление празднования Казанской иконы Божией Матери началось в Казани 8 (21) июля — в день ее обретения. В 1579 году страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана. Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери. Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение.

А спустя 300 лет недалеко от Оптиной пустыни, по благословению старца Амвросия, возникла женская обитель. Она получила свое название так же в честь иконы Казанской иконы Божией Матери. 13 июня 1884 года на заседании Святейшего Правительствующего Синода было принято решение об учреждении Шамординской общины и наименовании ее Казанскою по общепринятому обычаю «по имени существующего в ней главного храма». Первыми насельницами Шамординской обители были 35 вдов и девиц-сирот. Все труды по устроению обители преподобный Амвросий возложил на свою преданную духовную дочь Софию Михайловну Болотову.

Преподобный Амвросий Оптинский очень любил эту обитель, сам принимал участие в обустройстве ее. Посещения старца были светлым праздником для сестер. «В назначенный день с самого утра в Шамордино все были на ногах: кто с тщательным усердием приготовлял келью для дорогого гостя, кто хлопотал в церкви, чтобы с полным парадом встретить ненаглядного батюшку, кто просто ходил в волнении и радостном ожидании. Наконец, отслужили напутственный молебен, и все сестры во главе с настоятельницею расположились у крыльца. Вот из-за опушки леса показалась знакомая карета. У всех радостно забилось сердце. А лошади, точно зная с каким нетерпением там ждут их седока, быстро несутся поднимая пыль и останавливаются у крыльца. Батюшка с отеческой улыбкой весело раскланивается на обе стороны. «Батюшка! Дорогой! Сокровище наше! Ангел наш!» — слышатся со всех сторон восторженные приветствия обрадованных сестер. Батюшка выходит из кареты и спешит в приготовленную келью, чтобы переодеться и отдохнуть, и тотчас же все бросаются в карету вынимать батюшкины вещи. Между тем старец Амвросий, отдохнув, отправлялся в церковь, где прикладывался к иконам, положив перед каждой по три земных поклона. После садился на приготовленное кресло, а все сестры подходили принимать благословение. В последующие дни батюшка ездил по кельям, посещал устроенную им богадельню для разных убогих, калек и слепых и приют для сирот, которых теперь было 50 человек. Малютки приветствовали своего покровителя пением разных молитв и духовных стишков. Особенно умилительно было слышать, как они пели. Серьезно, задумчиво слушал старец эти детские моленья, и часто крупные слезы катились по его впалым морщинистым щекам. Что думал в такие минуты старец — для всех тайна, но можно предполагать, что он молился Царице Небесной, чтобы Она и после его смерти не оставляла их и имела о них попечение». Однажды преподобный Амвросий приехал осмотреть Шамордино и, войдя в храм, долго молился перед иконой Казанской Божией Матери. Окончив молиться, он обратился к сестрам: «Храните эту икону — она чудотворная!».

И Пресвятая Богородица не раз являла свою милость и заступничество данной обители. Вот один из случаев чудесного спасения монастыря от пожара по молитвам Пресвятой Богородицы. Однажды сестры заметили какой-то свет и в ужасе увидали, что горит гостиница, находящаяся недалеко от монастыря. Растерявшись, они боялись испугать больную игуменью Софию и не решались звонить в набат. Между тем пламя увеличивалось: ветер дул прямо на монастырь, а воду надо было брать из под крутой горы. Игуменья, услышав смятение и заметя встревоженные лица сестер, стала было спрашивать, но увидев в окно освещенный монастырь, догадалась в чем дело. Она приказала немедленно вынести из храма Казанскую икону Божией Матери, а сама с помощью сестер вошла в небольшой домовой храм (смежный с её кельей) и стала молиться, укрепляя при этом малодушных сестер. Лишь только икона была вынесена, пламя тотчас повернуло в сторону леса. Опасность миновала и вскоре пожар прекратился, а на следующий день был отслужен благодарственный молебен в честь иконы Казанской Божией Матери.

В Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь один из главных храмов назван в честь Казанского образа Царицы Небесной. На сегодняшний день более 300 храмов и монашеских обителей названы в честь Казанской иконы Божией Матери по всей стране. Написано множество списков этой иконы, некоторые впоследствии стали чудотворными. Этот дивный образ не раз спасал нашу отчизну со времен Минина и Пожарского, в Великую Отечественную войну. Подобно Сыну Своему и Богу нашему Пресвятая Богородица дала обещание пребывать неотступно с нами во все века. Вот и сейчас, Она непрестанно молится и ходатайствует перед своим Сыном за всех нас, с верою и надеждою притекающих к ней.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Источники:
1. https://www.shamordino.ru/book/pisma-poucheniya/
2. «Казанская Амвросиевская женская пустынь, и её основатель Оптинский старец иеросхимонах Амвросий». Издание 1908 года.
3. https://https://azbyka.ru/palomnik/Икона_Пресвятой_Богородицы_"Казанская"

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь