Аудио-трансляция

Ан­ге­ли с пас­тырь­ми сла­вос­ло­вят. За что та­кой чес­ти и сла­вы спо­до­би­лись прос­тые пас­ты­ри? За свое прос­то­сер­де­чие и за прос­той об­раз их жиз­ни, ко­то­рую свя­той Ио­анн Зла­то­уст по су­ро­вос­ти и ли­ше­ни­ям упо­доб­ля­ет жи­тию Пред­те­чи. Ели они толь­ко один хлеб и пи­ли из ис­точ­ни­ка во­ду, где при­хо­ди­лось. А ска­за­но в псал­мах: от по­то­ка на пу­ти пи­ет, се­го ра­ди воз­не­сет гла­ву (Пс. 109, 7). Кто же пи­та­ет­ся рос­кош­ны­ми сне­дя­ми и пь­ет до­ро­гие пи­тия, то­го мысль не мо­жет воз­но­сить­ся го­ре, а бро­дит и прес­мы­ка­ет­ся до­лу по зем­ле.

преп. Амвросий

Воз­дер­жа­ние имей по си­ле и об­ра­ти вни­ма­ние на внут­рен­нее де­ла­ние: са­мо­у­ко­ре­ние, сми­ре­ние, тер­пе­ние, лю­бовь; ближ­них не за­зи­рай и не осуж­дай, свои гре­хи и не­мо­щи смот­ри.

преп. Макарий

Не до­ве­рять се­бе и не сле­до­вать сво­е­му ра­зу­му и во­ле есть путь ко сми­ре­нию; без не­го же, хо­тя бы и доб­рое что бы­ло на­ми сде­ла­но, — Бо­гу не­при­ят­но.

преп. Макарий

Вопрос ученика и ответ старца Льва. «Видеть себя вне преспеяния».

Почему, в течение пятилетнего жительства в пустынной здешней обители, стараясь сколько-нибудь о собственном назидании, я чувствую, напротив, что действительно сделался хуже, о чем свидетельствуют неосмотрительные мои поступки, хладность сердца и недостаток великодушия?

Вопрос ученика и ответ старца Льва. «Видеть себя вне преспеяния».– Весьма редкие в столь короткое время возлетали крилами веры и добродетелей на духовное небо, ощущали в себе нелестные залоги упований, обручение будущей славы. Весьма не многие, после продолжительных трудов, ощущали таинственно утешительную награду или цветы искренней деятельности о Господе, обещающие собрание плодов в вышнем вертограде Иисуса Христа; а иные и во всю жизнь свою на земли не ощущали того, и не ощутят, по смотрению небесного Покровителя – Бога, Который всегда лучше о нас промышляет; ибо мы, как бы младенцы в рассуждении судеб Мироправителя, нередко у Него просим таких орудий, кои по достоинству своему и силе спасительны, но по нашему неискуству могут быть употреблены нами в совершенный вред; почему любвеобильный Отец-Светов скрывает от некоторых благочестивых дары, которые одним спасительны, других приближают к погибели.

Что бы было, если бы Бог-Всеведец совершенно исполнял все наши желания?.. Я думаю, хотя и не утверждаю, что все бы земнородные погибли. Бог, хотя не презирает молитвы избраннейших своих, но желаний их иногда не исполняет, и единственно для того, чтобы по Божественному своему намерению устроить все лучше. При сем можно заметить, что живущие без внимания к самим себе никогда не удостоятся посещения благодати; а если по единственной благости Божией и удостаиваются, то уже пред кончиною.

Но видеть себя вне преспеяния не есть еще совершенное непреспеяние. Таковые чувства могут насаждать в сердце искреннее смирение; а когда ты подлинно имеешь сознание, что лишен плодов духовных, то старайся неослабно усиливать стремление свое к Богу. Когда мы находим себя лишенными добродетелей, и потому не имеем о себе мнения, то сие самое может привлекать Божественное призрение, которое укрепит нас надеждою противу смертного духа отчаяния. Когда мы не успели в добродетелях, то нет ближайшего средства ко спасению как смиренномудрие. Высокомерие и при добродетелях богопротивно: но кроткая мысль пред Богом забвена не будет.

Из келейных записок Павла Петровича Тамбовцева