Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ого­род­ник вес­ною спер­ва со­вер­шен­но очи­ща­ет зем­лю от вся­кой дур­ной тра­вы, по­том уже в чис­тую зем­лю са­жа­ет рас­те­ния; но дур­ная тра­ва опять про­ни­ка­ет, и ого­род­ник дол­жен поч­ти це­лое ле­то ос­то­рож­но про­па­лы­вать и очи­щать рас­те­ния от дур­ной тра­вы нес­коль­ко раз, по­ка ук­ре­пят­ся со­вер­шен­но ого­род­ные рас­те­ния. Те­ло на­ше соз­да­но из той же зем­ли, и сколь­ко че­ло­век ни ста­ра­ет­ся очи­щать се­бя от страс­тей, страс­ти опять про­ни­ка­ют, как дур­ная тра­ва. Опять об­ра­тим­ся к ого­ро­ду ко­то­рый, ес­ли пло­хо ог­раж­ден, то ко­зы и свиньи пов­реж­да­ют рас­те­ние. А пти­цы мо­гут ле­тать и чрез ог­ра­ду. Ого­род­ник дол­жен за всем этим сле­дить и сох­ра­нять рас­те­ние. А хрис­ти­а­нин дол­жен сох­ра­нять пло­ды ду­хов­ные от мыс­лен­ных птиц, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся иног­да и в дру­гих жи­вот­ных. Пра­от­цу на­ше­му ска­за­но: в по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же возв­ра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­я­же взят еси (Быт. 3, 19).

преп. Амвросий

Да даст Гос­подь ра­зум и си­лы друг дру­га тя­го­ты но­сить и тем соб­лю­дать за­кон Хрис­тов, лю­бовь и мир. Ошиб­ки, прос­туп­ки и гре­хи брать­ев да бу­дут мои.

преп. Моисей

Не­мо­щи ду­шев­ные бра­та сво­е­го долж­но но­сить бла­го­душ­но без огор­че­ния. Ибо ес­ли кто бо­лен те­лом, то не толь­ко на не­го не огор­ча­ем­ся, но еще и слу­жим то­му вся­ким об­ра­зом, то та­ким об­ра­зом на­до и в ду­шев­ных не­ду­гах пос­ту­пать.

 

преп. Моисей

двухсотлетие главнОГО храмА
Иоанно-Предтеченского Скита
Оптиной пустыни…и врата ада не одолеют её!

Храм в честь Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Русская пустыня — бескрайние Рославльские и Брянские леса: суровые, непроходимые. Но именно здесь сотни лет назад, уподобляясь египетским пустынножителям, несли свой молитвенный подвиг первые русские отшельники. Именно они поселились близ малоизвестного на тот период монастыря Оптина пустынь, где под покровом аскетической тишины, охраняемый со всех сторон соснами-великанами, Божьим попечением о Своём таинственном домостроительстве заблистал, заискрился отсвет небесного рая на земле — родился дивный Оптинский Скит.

Много скитов есть у нас в России, но такой — единственный. Словно в божественной утробе, точно в христовой колыбели, целую сотню лет обретал здесь свою неземную силу сонм знаменитых Оптинских старцев. Скит — воистину сердце Оптинского монастыря, внутри которого в самом его центре — святая святых обители, небольшой алый храм, надёжно охраняемый ангелами хранителями церквей и стражами алтарей.

По учению Священного Писания, престол Господа Вседержителя на небесах окружают сонмы светлых духов, архангелов и ангелов, славословящих непрестанно Господа. А святая Церковь верует, что и места селения славы Божией на земле не лишены присутствия и осенения светлых духов и что каждый из наших храмов во время освящения престола получает своих небесных предстателей, стражей и охранителей, призванных служить Божественную Литургию вместе со священством. Именно поэтому день освящения престола считается днём рождения всякого возведённого храма.

Так, день 18 февраля 2022 года по новому стилю ознаменовался для Оптинской обители памятной датой — двухсотлетием со дня рождения, освящения церкви Иоанно-Предтеченского Скита во имя Собора святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, «первого новоблагодатного пустынножителя».

Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной пустыни возымел важнейшее значение для духовного расцвета обители. Начало пустынножительству здесь положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX в. в глубине монастырского леса на малой пасеке. Спустя шесть лет после его кончины сюда переселились отшельники Рославльских лесов, среди которых были опытные монахи, братья Моисей (†1862) и Антоний (†1865) Путиловы, которым и было поручено устройство Скита в 170 саженях от монастыря.

Устройство Оптинского Скита началось во время настоятельства отца Даниила (Кушнев; †1825) в 1820 году, а инициатива его появления принадлежала епископу Филарету (†1867), в схимонашестве Феодосию (Амфитеатрову), митрополиту Киевскому и Галицкому. Оптинский летописец с полным правом называет епископа основателем Скита и можно добавить, что без святителя Оптина пустынь, никогда бы не прославилась, не поднялась на такую духовную высоту, о которой сегодня знает весь мир.

Владыка на редкость правильно понимал истинное предназначение монашества, которое, по собственному признанию, сам любил от юности. Он сделал всё возможное, чтобы привлечь в Оптину пустынь лучших представителей монашества, гарантируя создать им надлежащие условия.

Переход пустынников в планируемый Скит, после переписки с владыкой, благословил иеросхимонах Афанасий (Степанов), замечательный инок, хорошо знавший Оптину пустынь, — он прожил в ней с 1795 по 1805 год и некоторое время был духовником. Как очень опытный монах, отец Афанасий указывал на два важных условия для успешного существования Скита: финансовую независимость от монастыря и уединение. Выполнение этих условий, по мнению старца, должно было сохранить мир в отношениях с руководством и братией обители.

Решившись покинуть леса, отшельники, отслужив панихиду на гробе монаха Феофана и отпев акафист в честь чудотворного образа Божией Матери «Югская», 3 июня 1821 года, сопровождаемые всеми пустынными старцами, «призвавши Бога в помощь, из бывшего пустынного жилища, находящегося в Смоленской епархии в Рославльской округе при речке Балдачевке», во второй половине дня покинули пустыню. Прибыли в Оптину 6 июня и были с любовью приняты игуменом Даниилом. Поселились на монастырской пчельне.

Не теряя времени, отец Моисей с игуменом составили план будущего Скита, после чего поехали в Калугу. Преосвященный Филарет положил на этом плане следующую резолюцию:
«1821 года июня 17-го дня. По сему начертанию строить Скит да благословит Господь Бог и благодатию Своею да поможет совершить».

Вместе с тем владыка почтил игумена письмом от 18 июня 1821 года, в котором писал:
«Для строения Скита представили мне пустынножители план, который я подписанием своим и утвердил. Прошу покорно отвести им по их и нашему избранию место; Господь да благословит начать им доброе и угодное Ему делание; пусть они трудятся в очистке места. Ежели готовы материалы, то я благословляю обеими руками строиться, прежде кельи, а потом прочее нужное. Я буду к вам в начале Успенского поста на целую неделю говеть. Приятно бы для меня было, ежели бы до того времени они построились».

Монах Моисей и другие пустынники, а также оптинский схимонах Вассиан (Гаврилов), всего пять человек, приступили к подготовке территории. Им предстоял тяжёлый труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки Скита. Оба брата — отец Моисей и отец Антоний — своими руками валили сосны и корчевали пни. Началась стройка. Лес огласился бодрым стуком молотков! Вскорости на юго-восточной стороне появились новые кельи. Встал вопрос о строительстве первого скитского храма…

Владыка Филарет посчитал нужным, чтобы инициатива строительства скитской церкви формально исходила от монастырского руководства, а поэтому игумен Даниил подал владыке доклад, в котором просил благословения устроить храм на пасеке, где жили престарелые монахи и схимники.

Посвящение церкви Святому честному славному Иоанну Предтече, почитаемому как первый пустынножитель, дало название и Скиту.

В летописи монастыря сохранилось описание закладки храма: «16 числа августа 1821 г., после ранней обедни, игумен Даниил, пришедши на назначенное для закладки место, и положа со всеми три земных поклона на восток, произнес: «Да будет на месте сем благословение святыя пустыни Иордановы и всех там безмолствующих». После сих приснопамятных слов, о. игумен взял в руки лопатку и первый начал рыть окоп для церковного фундамента. Под престол храма была положена частица мощей св. Иоанна Предтечи». Того же месяца, 18-го числа, после обедни, был из обители в скит малый крестный ход без звона. По пропетии молебна с водоосвящением, заложена в скиту церковь во имя Собора великого и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, первого новоблагодатного пустынножителя; в основании церкви положена под престолом часть мощей сего Святого и день оный проведен в духовной радости и веселии».

Среди участников этого события архимандрит Леонид (Кавелин; †1891) называет еще иеромонаха Илария (Дейкина; †1836) и всех скитян. Ктиторы купцы Дмитрий Васильевич Брюзгин (†1841) и Федор Тимофеевич Третьяков (†1848) и все участники этого события положили по кирпичу в основание будущей церкви.

Основное финансирование строительства взял на себя козельский купец Дмитрий Васильевич Брюзгин. Было решено строить храм из леса, срубленного на этом же месте, при расчистке территории Скита.

Через шесть месяцев храм был полностью окончен и снабжен необходимой утварью!

Указ на освящение церкви был получен 1 февраля 1822 года, а само освящение совершено 5 февраля (18 февраля по новому стилю). Чин совершал игумен Даниил с иеромонахами Иларием, Ферапонтом, Виталием, Афанасием. Перед началом освящения и после окончания был крестный ход из монастыря со звоном. В Скиту же, возвещая миру о рождении новой церкви, звонили без устали — целый день напролёт.

На третий день после освящения Скит посетил епископ Филарет с архимандритом Высоцкого монастыря Амвросием. Статус Иоанно-Предтеченской церкви в процессе оформления документов был изменен — с тех пор она считалась домовой архиерейской. В западной части храма была устроена келия, в которой святитель останавливался во время своих посещений Скита.

Епископ Филарет, после согласования с отшельниками, определил настоятелю монастыря основные скитские правила: вход монастырским братиям в Скит только с разрешения настоятеля монастыря, полный запрет для женщин, а мирянам только с согласия скитского старца. Также святитель просил игумена Даниила оказывать посильную помощь скитянам и особо подчеркнул запрет трогать лес возле Скита, чтобы сохранить уединение.

В том же году владыка «открыл» постриг монаха Моисея (Путилова), пока неофициального скитоначальника, рукоположил его во иеромонаха и назначил общим духовником Оптиной пустыни. Впоследствии установилась традиция: скитоначальник являлся братским духовником. Скит был построен на удивление быстро: появились новые кельи, были устроены два пруда, насажен фруктовый сад. Но самое главное заключалось в том, что в самом его центре непрестанной молитвой оптинских старцев билось живое сердце Иоанно-Предтеченской церкви.

…Трудно с уверенностью сказать, было ли в России за всю её историю место, где бы общество людей настолько приблизилось к идеалу христианских отношений, как здесь, в Оптиной пустыни. Нигде святое братство, насчитывающее тогда более 300 человек, не имело такого обширного освящающего влияния на свой народ, как в Оптиной. Здесь рождалась жизнь, исполненная страданий за судьбу православия, основывающегося на хранении святоотеческого наследия, на котором созидалась и зиждилась великая Россия.

При отце Макарии (Иванов; †1860) впервые началось сближение с Оптиной пустынью представителей русской науки и литературы. Отечественная интеллигенция, разрываемая западным протестантскими влиянием, нашла наконец путь к истокам традиционной культуры, а славянофилы обрели верные духовные ориентиры, благодаря которым смогли сформулировать национальную идеологию. Неизгладимый вклад Оптиной пустыни в христианское просвещение России выразился и в ее издательской деятельности. К середине XIX века здесь начинают обильно издавать сочинения отцов Церкви — Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, авву Дорофея… — и труды самих оптинских старцев. Сто лет удивительной, поистине апостольской проповеди — самого громкого и самого деятельного в мире безмолвия.

«Рече безумен в сердце своем, несть Бог», и разбился «русский корабль» о рифы грозного XX века. Сбылись предначертанные великими старцами-тайновидцами пророчества о «надвигающемся шторме».

Кто знает, быть может, ради этих испытаний столетие собирала знаменитая обитель свою духовную мощь, свои земное и небесное воинства, чтобы сохранить православие на Руси вопреки всем зримым обстоятельствам. С этого «вопреки» берёт своё начало умом не постигаемое житие Святой Руси, отразившееся в живом попечении о её судьбе великих подвижников оптинских, в значительной мере благодаря которым оказалось возможным подлинное Божие чудо, о котором осенью 1917 года метко выразилась святая страстотерпица Елизавета Фёдоровна Романова: «Россия погибла, но Святая Русь жива».

Миновав штормы революций, бури Великой Отечественной войны, анархию безбожной «перестройки», послушный пророчествам старцев, воссоздался Оптинский корабль во всей своей красе! Спустя 70 лет в 1988 году в многострадальной обители возобновилась монашеская жизнь. Новая братия была поражена тому запустению, в котором они обрели святыню. Камня на камне не оставили силы злобы от монастырских соборов и церквей: до основания были разрушены монастырская колокольня, Владимирский собор и Всесвятский храм, одни стены остались от Казанского храма, разрушена ограда монастыря…

Но словно спрятанный в стороне, под сенью вековых сосен — бодро стоял всё тот же маленький алый Предтеченский храм! Деревянный, казалось бы, наиболее уязвимый из всех… он как могучий исполин посреди пустыни, охраняемый ангелами хранителями церквей и стражами алтарей — стоял цел и невредим. Вот оно, оптинское чудо!

И поёт сегодня новая братия Скита всё с теми же ангелами Предтеченской церкви, которые обрели здесь своё селение двести лет назад, — поют песню радости и благодарения Богу, о милостях Его щедрых, о жизни дарованной во исполнение Заветов Его. Расцвёл Оптинский скит новыми молитвенниками! Возродилась традиция времён оптинских старцев. И вновь летят во все концы России письма утешений от «скитян», звучат назидательные поэтические гимны, продолжается издательская деятельность… Незримо стелется над Россией молитвенный покров новых заступников.

Воистину страшны для врага рода человеческого слова живого Бога христиан: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18).


* Насельники Оптиной пустыни ХVII — XX веков. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2017.

* Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. Спб., 1847.

Подготовила Мария МОНОМЕНОВА