Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Хра­ни со­весть, блю­ди мир, тру­дись по си­лам, мо­лись всег­да: хо­дя, ле­жа, вку­шая, и бу­дешь со вре­ме­нем по­хо­дить на мо­на­хи­ню, и Гос­подь пре­бу­дет с то­бою нав­сег­да.

преп. Анатолий

Мо­на­ше­ст­во са­мо по се­бе име­ет ве­ли­кую важ­ность ду­хов­ную и при­но­сит боль­шую поль­зу ду­шев­ную тем, кто прис­ту­па­ет к оно­му с иск­рен­ним рас­по­ло­же­ни­ем и про­хо­дит оное с прос­то­тою и нез­ло­би­ем во сми­ре­нии.

преп. Амвросий

Ис­тин­ное свя­тое му­же­ст­во всег­да со­е­ди­не­но с чувством глу­бо­ко­го сми­ре­ния. Сми­рен­ный всег­да го­тов все по­тер­петь, и внут­рен­нее, и внеш­нее, счи­тая се­бя дос­той­ным не толь­ко по­сы­ла­е­мых скор­бей, но и еще боль­ших. Сми­рен­но­го расстро­ить, сму­тить нель­зя – он всег­да го­тов ко все­му, так и ска­зал Мо­и­сей Му­рин, ког­да его выг­на­ли из тра­пе­зы: Уго­то­вих­ся и не сму­тих­ся (Пс. 118, 60). Итак, уго­то­вим свои ду­ши и серд­ца сми­ре­ни­ем, и оно нам по­мо­жет в тер­пе­нии вся­ких ис­ку­ше­ний.

преп. Никон

«Гордость есть уничтожение добродетели»

Святой преподобный Иоанн Лествичник писал: «Гордость есть уничтожение добродетели».

В русских народных пословицах, содержащих многовековой опыт народа, говорилось: «Гордым быть – глупым слыть», «Гордость пучит, скромность учит», многие пословицы восходили к библейским текстам: «Бог гордым противится, смиренным дает благодать», «Смирение поборает гордыню, аки Давид Голиафа».

Поясняя евангельские слова «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1Пет. 5, 5), – преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано – именно гордым? Потому, что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу…»

О важности искреннего покаяния и о том, как гордыня умаляет любые добрые дела, рассказывается в известной евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14). Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал о том, как эти евангельские образы изображались на старинных книжных миниатюрах и на лубочных картинках, где можно было встретить изображение мытаря и фарисея: «изображается фарисей, мчащийся на колеснице, и мытарь, идущий пешком – стремятся они оба в Царство Небесное. Мчится фарисей на колеснице и надеется на ней въехать в Царство Небесное, его колесница снабжена всем необходимым для достижения цели, но в последний момент она ломается, и мы видим на древних картинках, что пешеходящий мытарь его перегоняет».

Как отмечал старец Амвросий, «фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше», – поясняя, что «гордость же одна заменяет все пороки, как и одно смирение спасает человека».

Чтобы начать борьбу с этим духовным недугом, надо, во-первых, признать его, ибо многие не видят в себе гордыню.

Как писал старец Макарий: «премудрый старец поучал духовно брата, чтобы не гордился, а он, слепотствуя умом, отвечал:
– Прости мя, отче, во мне нет гордости.

Старец же продолжал:
– Да чем же ты, чадо, более можешь доказать свою гордость, как не сими словами, что “во мне нет гордости”.

Тьма, по слову Василия Великого, есть отсутствие света. И в духовных вещах, за отсутствием света смирения, мрак гордости покрывает душу».

Какие же признаки свидетельствуют о том, что у человека есть гордыня?

Гордость, по словам преподобного Макария Оптинского, «обнаруживает себя порывами гнева, смущением, презорством, осуждением и уничижением ближних, надымая душу самомнением и возношением о своих делах и достоинстве, или внешнем или внутреннем. Плод гордости: падение мужей и духовных; и вообще падения людей и жизнь нехристианская и все бедствия человеческие, в отношении души и тела, началом своим имеют гордость».

Как и многие пороки, гордость врачуется противоположной ей добродетелью – смирением.

Как-то духовная дочь посетовала старцу Амвросию:
– Гордость мешает во всем.

Старец ответил:
– А ты закутайся в смирение; тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет.

Своему духовному чаду старец Лев писал: «Известно, что всему нашему бедствию и отвращению от Бога виновна гордость; а напротив, блаженству и приближение к Богу – смирение. То и пороки наши все происходят от нее, яко от злого корня, злые отрасли и суть плоды гордости. Но оная так скрытно гнездится в сердце, что имеющий ее не может проникнуть и понять ее, когда не пошлет Бог какого-либо обличения – чрез искушении, прочтите в “Добротолюбии” у св. Петра Дамаскина во 2-й книге в конце 24-го слова о старце, которого все считали святым, но при смерти его один богоугодный старец слышит глас к немилостивому ангелу, стоящему при нем с трезубцем, дабы не упокоил души его, так как он не упокоил Господа и один час. Увидите, что не только от других, но и от самого его укрывалась гордость».

О том, какую духовную силу имеет добродетель смирения, старец Варсонофий говорил: «За гордость свою лишились духи злобы райского блаженства, и их места занимают теперь люди за смирение! Оно нас ставит выше сетей диавольских».

Молитвенное обращение к Богу с просьбой о помощи в борьбе с тяжелой пагубой гордыни – даст силы в духовной брани и поможет в исцелении.

Старец Иосиф советовал молиться следующими словами: «Дух гордости и тщеславия, гнева и хулы отжени от меня, Господи, дух же смирения и терпения даруй мне, окаянной рабе Твоей».