Аудио-трансляция

Ску­ка уны­нию вну­ка, а ле­ни дочь. Что­бы про­г­нать ее прочь, в де­ле пот­ру­дись, в мо­лит­ве не ле­нись, тог­да и ску­ка прой­дет, и усер­дие при­дет. А ес­ли к се­му тер­пе­ния и сми­ре­ния при­ба­вишь, то от мно­гих зол се­бя из­ба­вишь.

преп. Амвросий

Со­ве­тую обод­рять се­бя мо­лит­вою, хо­тя крат­кою, и упо­ва­ни­ем, что как пос­ле зи­мы и су­ро­вой не­по­го­ды при­хо­дит при­ят­ная вес­на, так и пос­ле ску­ки не за­мед­лит по­ка­зать­ся при­ят­ная от­ра­да, а по­се­му этою на­деж­дою и уте­шай­те се­бя.

преп. Антоний

Ску­ка – не гля­дел бы ни на что. А от­че­го? От­то­го, что внут­ри гни­ло. Чем же ле­чить­ся? По­тер­петь. Вон и бе­рез­ки мо­ло­дые: как им бы­ло жут­ко в осен­ние вет­ры и зим­ние вь­ю­ги, а те­перь гля­ди, как бу­тон­чи­ки выс­тав­ля­ют – точ­но хва­лят­ся. Так и с на­ми: нас­коль­ко по­тер­пим, нас­толь­ко воз­ра­ду­ем­ся.

преп. Анатолий

Архимандрит Леонид (Кавелин) – автор трудов по истории русских обителейВ 2022 году отмечается 200-летие со дня рождения постриженика Оптиной пустыни, известного богослова, церковного историка и археографа XIX века архимандрита Леонида (Кавелина).

Арх. Леонид (Кавелин).

Лев Александрович Кавелин (22 февраля 1822 – 22 октября 1891) происходил из семьи потомственных калужских дворян. Еще в детстве вместе с родителями часто посещал Оптину пустынь. В 1832 году поступил в Калужскую мужскую гимназию. Затем, в 1835 году, – в Первый Московский кадетский корпус, который окончил с отличием в 1840 году. По окончании курса был выпущен офицером в Императорскую гвардию и двенадцать лет служил в лейб-гвардии Волынском полку в городе Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). В 1852 году, выйдя в отставку в чине капитана, стал послушником Оптиной пустыни. 7 сентября 1857 году был пострижен в монашество с именем Леонида, 20 октября того же года рукоположен во иеродиакона и 29 – во иеромонаха. Проходил служение в Русской духовной миссии в Иерусалиме (1857‑1859). В 1863 году возведен в сан архимандрита, назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Настоятель посольской церкви в Константинополе (1865‑1869). С 1869 года – настоятель Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального монастыря. С 1877 года – наместник Троице-Сергиевой лавры.

Архимандрит Леонид является одним из выдающийся исследователей истории монастырей, автором исторических описаний многих русских обителей, продолжателем трудов церковных историков первой половины XIX века: митрополита Евгения (Болховитинова), архиепископа Павла (Подлипского), И.М. Снегирёва, А.В. Горского, П.С. Савваитова и др.

В 1847 году, еще будучи мирским человеком, отец Леонид опубликовал первое историческое описание Введенской Оптиной пустыни, выдержавшее затем несколько изданий. «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» состояло из двух книг. В первой книге было дано описание монастыря, во второй – Иоанно-Предтеченского скита – описывалось основание скита, построение скита (1821‑1825), вид скита, устав, говорилось о замечательных старцах, живших в скиту.

Уже в первом большом историческом исследовании об Оптиной пустыни, по свидетельству И.Н. Корсунского, «ясно обнаружились те достоинства историко-археологических исследований, какими отличаются все дальнейшие работы отца Леонида в той же области: широкое знакомство автора с предметом исследования по архивным и другим печатным и рукописным документам и источникам, живость и ясность, обстоятельность и изобразительность изложения и так далее»1.

Хронология написания церковно-исторических работ о. Леонида связана с местами его церковного служения, обусловлена его личным знакомством с насельниками и насельницами монастырей.

Значительное число исторических описаний монастырей посвящено обителям Калужской епархии – малой родине архимандрита Леонида и месте начала его монашеского служения. Им были составлены исторические описания Козельской Введенской Оптиной пустыни (1847), Боровского Пафнутиева (1859), Калужского Лаврентьева монастыря (1862), Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря (1862), Тихоновой Калужской пустыни (1862), Малоярославецкого Черноостровского Николаевского (1863), Мещевского Георгиевского (1870), «Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря (1875), а также упраздненных монастырей Калужкой епархии и др.

Отец Леонид проходил церковное служение за рубежом: был членом второй Русской духовной миссии в Иерусалиме (1857‑1864), а также начальником третьей духовной миссии (1864‑1865). Затем был настоятелем посольской церкви в Константинополе (1865‑1869). Поэтому многие его церковно-исторические труды посвящены Палестине, Афону, Константинополю и Балканам1.

Научные труды архимандрита Леонида связаны также с Курской и Белгородской землей. По предложению настоятеля Коренной Рождество-Богородицкой пустыни о. Ювеналия (Половцева), оптинского постриженника и сослуживца по Русской духовной миссии в Иерусалиме, о. Леонид в 1865 году составил описание Курской Коренной пустыни, в 1872 году –описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни, в которой подвизались многие ученицы прп. Оптинских старцев, а также его родная сестра.

В период с 1869 по 1877 годы архимандрит Леонид возглавлял Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный монастырь, посвятив обители несколько исторических сочинений1. В 1877 году архимандрит Леонид возглавил Троице-Сергиевой лавру, составив также несколько исторических сочинений1.

Исторические описания монастырей, оставленные о. Леонидом, имели четкую структуру:
1) Вступление – введение в тему, описание основных источников и задач исследования.
2) Выделение нескольких исторических периодов в истории монастыря и их последовательное описание.
3) Наличие отдельных разделов о подвижниках, подвизавшихся и подвизающихся в монастыре. Характеристика духовной жизни обители.

Основными источниками исторических исследований архимандрита Леонида являются документы и свидетельства современников.

Например, как указывает сам о. Леонид, при описании Оптиной пустыни (1847) он пользовался архивом монастыря1и др. источниками. В рецензии на это сочинение М.П. Погодин отметил: «История монастыря написана очень подробно, и все источники, впрочем, скудные, употреблены в дело рукою искусною. <…> Многие подробности в описании Кавелина имеют интерес местный, домашний; другие любопытно узнать всякому благочестивому читателю; за некоторые, подающие понятия о нравах, поблагодарит историк»1.

При описании Калужского Лаврентьева монастыря (1862) в качестве источников отец Леонид перечисляет монастырские записи о чудесах св. Лаврентия, надписи на различных предметах, выписки из писцовых книг, архив монастыря и официальные сведения по истории монастыря1.

«Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря» (1876) было составлено на основе монастырского архива, уцелевшего после пожаров 1726‑1762 и 1792 гг. Обращаясь к будущим исследователям русской старицы и русской духовной культуры, отец Леонид надеялся, что его труд «подвигнет и других деятелей к приведению в известность письменных памятников допетровской Руси, еще кое-где таящихся в монастырских архивах, но стрегомых более забвением, чем вниманием к их значению для отечественной истории»1.

В связи с тем, что большинство из привлеченных источников в работах архимандрита Леонида до настоящего времени не сохранилось, его исследования имеют большую ценность для истории Русской Православной Церкви.

Одним из первых церковных исследователей архимандрит Леонид обратился к истории женского монашества, составив описание трех монастырей, насельницы которых воспитывались под духовным руководством опытных старцев, о чем будет более подробно рассказано в отдельной статье.

Заслуги отца Леонида были признаны как церковными, так и светскими учеными. В 1869 году архимандрит Леонид избран членом Московского общества любителей духовного просвещения, в 1884 году – почетным членом Московской духовной академии, 1886 году – членом-корреспондентом Императорской академии наук и др. Многие описания монашеских обителей вышли как издания Императорского общества истории и древностей Российских, действительным членом которого с 1867 года состоял отец Леонид.

Для отца Леонида, как истинного ученого, было свойственно трудолюбие и любовь к делу своей жизни. Как отмечал И.Н. Корсунский, «обладая не часто встречающеюся способностью быстро овладевать предметом исследования, он вместе с тем обладал неутомимым трудолюбием, постоянно занимаясь разработкой и прежних, и новых материалов, даже не касавшихся прямо его обители, часто из любви к церковно-археологическим и историческим исследованиям, дорожа каждою минутою свободного времени, каждым клочком древней хартии, каждым новым сведением, могущим, по его мнению, принести хотя малую пользу исторической и археологической науке»1.


Корсунский И.Н. Наместник Сергиевой лавры, архимандрит Леонид <Кавелин>: (Некролог). М., 1892. С. 7.

См., напр.: Леонид <(Кавелин), архим.>. Пустыня Св. Града. Одесса, 1865; Леонид <(Кавелин), архим.>. Русский монастырь святого Пантелеймона – Русик. Одесса, 1867; А<рхимандрит> Леонид <(Кавелин)>. Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношений к царствам Сербскому и Русскому. М., 1868; Леонид <(Кавелин), архим.>. Лавра святого Саввы Освященного. Одесса, 1868; Изображения славянских первоучителей и просветителей, святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре // ЧОИДР. 1868. Кн. I. Отд. IV. С. 257–261; Студийский монастырь в Константинополе // Херсонские епархиальные ведомости. 1868. № 22. С. 231–250; Леонид <(Кавелин), архим.>. Обозрение Цареградских памятников и святынь XIV и XV вв. по русским паломникам с объяснительными примечаниями и планом. М., 1870.

А<рхимандрит> Л<еонид (Кавелин)>. Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря для посетителей и богомольцев сей святой обители. М., 1870; А<рхимандрит> Л<еонид (Кавелин)>. Описание соборного храма Воскресения Христова, построенного по Иерусалимскому образцу святейшим патриархом Никоном в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре. М., 1870; Леонид <(Кавелин)>, архим. Описание славяно-русских рукописей библиотеки Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки о старопечатных церковнославянских книгах той же библиотеки. М., 1871; А<рхимандрит> Л<еонид (Кавелин)>. Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. С монастырской рукописи 1750-х годов печатается в первый раз в пользу грамотных богомольцев тщанием настоятеля. М., 1872.

Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: В 2 ч. М., 1879.

Кавелин Лев <Александрович>. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи: В 2 ч. / Сост. Лев Кавелин. СПб.: тип. Морского кадет. корпуса, 1847. Ч. I. С. 15.

Погодин М.П. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита // Москвитянин. 1848. Ч. 2. № 4. Отд. 2. С. 131–132.

И<еромонах> Л<еонид (Кавелин)>. Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей в оному Крестовой церкви. Калуга, 1862. С. 4.

А<рхимандрит> Леонид <(Кавелин)>. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. Изд-ние Общества Истории и древностей Российских при Московском университете. М.: В Университетской типографии, 1876. С. IV.

Корсунский И.Н. Наместник Сергиевой лавры, архимандрит Леонид <Кавелин>: (Некролог). М., 1892. С. 19.

В.В. Каширина