Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь си­лен всег­да уте­шить нас. Но пос­то­ян­ное уте­ше­ние нам пов­ре­дит — так, ес­ли пос­то­ян­но бу­дет жечь солн­це или лить дождь, то все по­го­рит и поп­ре­ет. А по­пе­ре­мен­но хо­ро­шо.

преп. Анатолий

Вхо­ди в цер­ковь, как в дом Бо­жий. И на­хо­дись в хра­ме, как в до­му Бо­жи­ем, с соз­на­ни­ем при­су­т­ствия Бо­жия, уда­ля­ясь вся­кой воль­нос­ти и раз­вяз­нос­ти.

преп. Никон

По­се­щай­те ча­ще храм Бо­жий. Хо­ро­шо встать в ка­ком-ни­будь тем­ном угол­ке, по­мо­лить­ся и по­пла­кать от ду­ши. И уте­шит Гос­подь, неп­ре­мен­но уте­шит. И ска­жешь: „Гос­по­ди, а я-то ду­мал, что и вы­хо­да нет из мо­е­го тя­же­ло­го по­ло­же­ния, но Ты, Гос­по­ди, по­мог мне!"

преп. Варсонофий

Материалы о старце Моисее в новом издании жития старицы Ивановского монастыря Досифеи

В сентябре 2022 года в издательстве Московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря вышло дополненное переиздание книги священника Василия Руднева «Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (княжна Тараканова)»1. Жизнеописание подвижницы было составлено в конце XIX в. известным церковным агиографом и историком, настоятелем церкви Троицы Живоначальной на Шаболовке иереем Василием Рудневым (1834‑1904), который в своей книге обобщил исторические сведения об ивановской подвижнице и раскрыл суть ее духовного подвига.

По преданию, старица Московского Ивановского монастыря Досифея (1746‑1810), известная под именем княжны Таракановой, – дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским.

Во избежание государственных нестроений она вынуждена была принять монашеский постриг. Новостриженную монахиню нарекли Досифеей. В 1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II она была привезена в Московский Ивановский монастырь. Монахиня Досифея с христианским смирением приняла неожиданные перемены в своей жизни, всецело положившись на волю Божию. Невольный затвор позволил ей очистить свое сердце от страстей и под руководством опытных духовных наставников внутренне преобразиться, став избранным сосудом Божественной благодати.

После смерти императрицы Екатерины II в 1796 году старице Досифее разрешено было принимать людей. Как отмечал о. Василий Руднев, автор жизнеописания подвижницы, «истинно благочестивые как ни скрывают себя от славы людской, но добродетели их скоро делаются известными в мире»1.

В то время монахиня Досифея почиталась в Москве как старица, опытная в духовной жизни. Она находилась в духовно-молитвенном общении с близкими ей по духу подвижниками благочестия – старцами Новоспасского монастыря Филаретом (Пуляшкиным) и Александром (Подгорченковым). Митрополит Московский Платон (Левшин) посещал ее в праздничные дни для духовной беседы.

Среди тех, о ком старица Досифея имела духовное попечение, были братья Путиловы – Тимофей и Иона. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826‑1862) возглавлял Оптину пустынь, где укоренил старчество. Иона, впоследствии игумен Исаия II, стал настоятелем Саровской пустыни (1842‑1858).

Вот как описывает составитель книги знакомство старицы и двух братьев Путиловых, которые только определяли свой жизненный путь.

«Два брата Тимофей и Иона, один 19-ти, а другой 14-ти лет приходят около 1800 года из Ярославской губернии в Москву и поступают в услужение к одному купцу. Любя чтение духовных книг, часто посещая Московские обители, они случайно узнают, что в монастыре Ивановском есть затворница высокой духовной жизни по имени Досифея. Приходят в монастырь, подходят к ее келье, желают хотя бы только взглянуть на эту таинственную инокиню, но прозорливая духовномудрая старица узнает в этих юношах будущих подвижников благочестия, принимает к себе в келию, входит с ними в духовное общение… Кончилось тем, что эти два юноши отправились в Саровскую пустынь, постриглись в монашество и впоследствии сделались столь известными в истории монашества настоятелями монастырей: Тимофей с именем Моисея – архимандритом Оптиной пустыни, а Иона с именем Исайи – игуменом Саровской пустыни. Мать Досифея не оставляла их духовным руководством до конца своей жизни и поучала не только устно, но и письменно».

В книге опубликовано письмо старицы Досифеи к Тимофею и Ионе (Путиловым) от 29 октября 1805 года, в котором старица укрепляла братьев в избранном пути.

* * *

«В послушании о Христе почтеннейшему Тимофею и братии мир и Божие благословение.

Приятное письмо ваше, посланное чрез брата А.С., имела удовольствие получить и, читав оное, не могла не вспомнить слов, что всуе путь, аще не благословит Бог. Вы, направя стопы ваши на путь мирен к необуреваемому пристанищу, благополучно достигли, настигши на пути старца, хотя безмолвна, но внутрь сердца снабденна и Богом благословенна, коего древний посох указывал вам путь к вечно тихому пристанищу в Саровском Иерусалиме. Сие напутствие Божие весьма сходно с принятым вами намерением. И должно заметить, что на путь правый указует идущим не скитающийся в мирской прелести, ищущий спокойствия телесного, переходя из града в другой; но напутствуемый чрез Христа старец, хотя в раздранном рубище и хладный телом, но теплый верою и, безмолвствуя языком в мире, отверст устами в обители внутренней, затворивший уста, как бы дверь хижины теплой от охлаждения и дабы не вшел тать похитить сокровище, еже даде ему Господь. Сего старца, напутствующего вас, увидя из письма, не могла я не чувствовать истинной веры, что севший с вами, сей провожающий на служение Богу, избранник от Христа Спасителя нашего, человек потаенного сердца в неистлении молчаливого духа и слова его внутрь; дабы доказать верующим, что избравших лучший конец жития и преходящих путь остатки жизни в вере и неленостном послушании для достижения спасения будет благословлять Сам Отец Небесный, яко напутствующий вас старец, от коего все мимоидущие смиренно просят Божия благословения, яко слабые суть в мире, во брани плоти и крови и в духе злобы.

Вы же, видев совесть свою как бы в зеркале и приняв несение креста Спасителя нашего, обещая послушание нести Его и далее, дондеже укажется место и время сложить его, страшитесь сбросить его с себя, угождая побуждениям плоти, в коей часто бывает и враг владыкою. Но достигши спокойствия совести и будучи наставляемы отцом Александром, не страшитесь возмущения со стороны родственников, имея Отца и Матерь, Иже на небеси. Впрочем, хотя дядя, сестры и прочие родственники в неудовольствии по свойству плотскому и мятутся, яко в мире ища наказаний, но вспомните родителей К<озьмы> Д<ементьеви>ча <Крундышева>1, не злобствующих о спасении ближнего. Может быть, Бог смирит сердца и ваших родственников, если веры утверждение не поколеблется в сердце вашем и не сделаете отступления, дав себя исхитить волку из стада Христова и растерзать среди прелестьми ослепленных.

Иона, брат, утешающий жизнью, несущий троепослушание с терпением и К<озьма> Д<ементьевич Крундышев>, трудившийся с вами в хлебне, (вы пишете) общелюбимы строителем и пустынниками, пекущимися о вашем назидании душевном. Дай Бог, чтобы с любовью сей почтенной о Христе братии преходили вы трудности послушания для тела к облегчению и спасению духа, достигая при черном покрове главы блистающего на оную венца от Спасителя мира. Видев же вас не сетующих и без уныния, благодарящих Господа нашего, прошу вас смиренно писать мне впредь при случаях о продолжении жития вашего. Я же при молитве как духовно, так и телесно здрава. И прошу читать письмо вместе, дабы цепь дружества вашего была тверже. Впрочем, желая вам душевного и телесного здравия и Божия благословения, имею честь быть, грешная монахиня Досифея.

29 октября 1805 года»

В ходе архивных исследований было выявлено пять рукописных источников этого письма. Публикуемое рукописное письмо, хранящееся в архиве Оптиной пустыни (ОР РГБ. Ф. 213. К. 91. Ед. хр. 55. Л. 1–2 об.), по мнению исследователей, может являться автографом старицы.

Прп. Моисей почитал старицу Досифею как свою духовную наставницу и всю жизнь поминал ее в келейных молитвах. Многие документы сохранились в бумагах прп. Моисея Оптинского. Незадолго до своей кончины он писал строительнице Ивановского монастыря Марии Александровне Мазуриной, что «указанием» старицы Досифеи он избрал и утвердился в монашеской жизни: «За благотворное усердие Ваше приятный долг имею принести Вам общебратственную нашу нижайшую благодарность, а вместе с тем известясь, что по промыслу Всевышнего предназначено Вашему особенному попечению возобновление бывшего Ивановского девичьего монастыря. В этом благотворном деле для меня ближе всех душевная радость, потому что жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно-мудрая старица блаженной памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути в жизни монашеского звания; ознакомивши со старцами Александром и Филаретом в Новосспаском монастыре <…> Долг имеем общебратственно воссылать у Престола Божия смиренные наши молитвы о здравии и душевном спасении Вашем и о благопоспешении в делах Вашего благотворного предприятия для спасительной пользы ближних»1.

Подлинник письма старца Моисея к М.А. Мазуриной хранился до революции в Ивановском монастыре, как отмечал о. Василий Руднев. Отрывок письма был опубликован в жизнеописании старца Моисея1. В ходе исследовательской работы в архиве Оптиной пустыни был обнаружен черновик этого письма1.

Напутствуя на монашескую жизнь братьев Путиловых, старица Досифея желала им идти путем «спасения духа, достигая при черном покрове главы блистающего на оную венца от Спасителя мира». Эти слова ивановской подвижницы полностью исполнились. Тимофей, ставший настоятелем Оптиной пустыни, ныне почитается Святой Православной Церковью в лике преподобных. Иона, возглавивший Саровскую пустынь, вписал значимую страницу в летопись обители.


Василий Руднев, свящ. Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (княжна Тараканова) / Вступ. ст. В.В. Каширина, монахиня Феонилла (Харченко). Дополненное издание. М.: Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, 2022. – 44 с.

Василий Руднев, свящ. Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (княжна Тараканова). М.: Тип. И. Ефимова, 1888. С. 13.

<Крундышев Козьма Дементьевич († 1823), пошехонский купец, супруг старшей сестры братьев Путиловых Анисии Ивановны, которая вопреки своему желанию поступить в монастырь, в 1800 г. была выдана замуж. В январе 1801 г. в семье родилась дочь Татьяна, в мае 1803 г. – Мария, вскоре умершая. В 1803 г. Анисия Ивановна скончалась, ее единственная дочь поступила под опеку бабушки по материнской линии. В конце ноября 1804 г. вдовец К.Д. Крундышев, как бы исполняя обет и желание своей почившей жены, поступил в Саровскую пустынь>.

ОР РГБ. Ф. 213. К. 88. Ед. хр. 8. Л. 241.

<Ювеналий (Половцев), архим.> Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея. Изд. В пользу св. обители. М., 1882. С. 8.

ОР РГБ. Ф. 213. К. 88. Ед. хр. 8. Л. 241.

В.В. Каширина