Аудио-трансляция

Что жи­вешь пло­хо, не уны­вай, а сми­ряй­ся, и Гос­подь приз­рит на сми­ре­ние твое па­че под­ви­гов ве­ли­ких, но не сми­рен­ных.

преп. Анатолий

Без сми­ре­ния нель­зя спас­тись. Ка­кое бы зда­ние доб­ро­де­те­ли вы не воз­ве­ли, оно рух­нет без сми­ре­ния.

преп. Никон

Ос­тавь об­ман­чи­вую мысль, что ты в от­да­лен­ном мес­те бу­дешь сми­рять­ся и бу­дешь пе­ре­но­сить вся­кое поп­ра­ние и уни­чи­же­ние, а луч­ше сми­рись в нас­то­я­щее вре­мя и в нас­то­я­щем мес­те, где жи­вем, и счи­тай се­бя мыс­лен­но под но­га­ми всех, т.е. счи­тай се­бя дос­той­ною вся­ко­го поп­ра­ния, и уни­чи­же­ния, и до­саж­де­ния.

преп. Амвросий

«От тщеславия бегать надо»

Прп. Макарий Оптинский

В одном из писем преподобный старец Макарий дал четкое определение греху тщеславия и гордости: «Тщеславие и гордость одной закваски, различие же оных такое: тщеславие побуждает выказывать свое благочестие или свой ум, дорожит мнением людей, любит похвалу, склонно к человекоугодию, боится ложного стыда человеческого и подобное. Гордость же обнаруживает себя порывами гнева, смущением, презорством, осуждением и уничижением ближних, надымая душу caмомнением и возношением о своих делах и достоинстве, или внешнем или внутреннем. Плод гордости — падение мужей и духовных; и вообще падения людей и жизнь нехристианская и вcе бедствия человеческие в отношении души и тела, началом своим имеют гордость. Как и напротив, началом и основанием всего благого есть смирение».

Тщеславные помыслы, укореняясь, вредят духовному устроению человека, надмевая его ум.

Старец Варсонофий рассказывал своим ученикам поучительный случай: «Одно духовное лицо, человек, известный своей ученостью и богословским образованием, защитник Православия, вдруг отрекся от него. Прямо не хочется верить! Прекрасно, красноречиво он говорил и жил нехудо, не был ни убийцей, ни блудником, не имел и других пороков, но вдруг пошатнулся и отрекся от Господа. Отчего это случилось? Правда, он был поставлен в очень тяжелые условия, враг со всех сторон нападал на него, и он не устоял. Погубило его тщеславие. Те обширные знания, которые он имел, не принесли ему пользы, а, напротив, повредили ему, так как надмили его ум. А тщеславие бывает от недостатка смирения. Человека смиренного никакие скорби не победят, не падет он, так как, смиряясь, находит, что за грехи свои достоин еще и большего наказания.

Смиренный уподобляется человеку, построившему дом свой на камне: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяше ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся, основана бо бе на камени (Мф. 7, 25). А камень-то этот — смирение.

Тщеславный же подобен человеку, построившему дом свой на песке, без основания. И сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошасято есть со всей силой устремились к храмине той, — и падеся: и бе разрушение ея велие (Мф. 7, 27)».

Тщеславие старец Макарий называл корнем зла, который «все растения благих дел оскверняет и непотребными творит».

Как же проявляется тщеславие?

В одном из писем ученица старца Иосифа признавалась, что во время усердной молитвы она желала бы, чтобы окружающие заметили ее высокое духовное устроение. — На что старец отвечал: «Это бесы влагают помыслы тщеславия. Хорошо, что на них не останавливаешься. И впредь их должно презирать».

В своем дневнике послушник Николай Беляев, впоследствии преподобноисповедник Никон Оптинский, 28 ноября 1908 года также описал подобный тщеславный помысел, который он открыл старцу Варсонофию: «Сейчас на благословении я сказал про тщеславные помыслы, беспокоющие меня особенно во время келейного моего правила. Я стараюсь читать по возможности не спеша и вникая в смысл читаемого. Часто вот и приходит такая мысль, что будто я читаю, а кто-либо из родных или знакомых слушает меня и даже видит, хотя я их и не вижу. При этой мысли я начинаю более вникать в смысл читаемого, иногда даже прибавляется чувство, вообще я начинаю читать лучше. И мне представляется, что слушающие остаются довольны моим чтением. Вот это я и сказал Батюшке.
— Да, это тщеславие, с которым надо бороться. Не принимайте этой мысли.
— Как же это не принимать?
— Не принимать — значит не обращать внимания. Этот бес не сразу отстанет, все равно, как собака: ее хлещешь, гонишь от себя, а она все идет да лает; так и бес тщеславия. Не обращайте внимания. А если Вы видите, что начинаете читать лучше и с большим чувством, то обращайтесь к Богу с благодарением и с самоукроением. Тогда этому бесу нечем будет попользоваться от Вас, и он уйдет. Но не совсем. Он Вас не оставит, и на следующий день опять пожалует. Да, у монаха все время идет брань в помыслах.

Прп. Иоанн Лествичник считает тщеславие не отдельной страстью, а присоединяет его к гордости. Тщеславие, усилившись, обращается в гордыню. Тщеславие делает то, что безголосый начинает петь, ленивый становится ретивым, сонливый становится бодрым, и тому подобное. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин, замечая это, удивляется лукавству, хитрости и злобе этого беса. И как все святые избегали тщеславия, как осторожно они к нему относились!»

В борьбе с тщеславием помогает внимание к своим помыслам, искреннее и частое исповедание грехов, молитва, памятование о своем нерадении и чтение святоотеческой литературы.

Старец Иосиф советовал обращаться к следующей молитве: «Дух гордости и тщеславия, гнева и хулы отжени от меня, Господи, дух же смирения и терпения даруй мне, окаянной рабе Твоей».

В другом письме старец отмечал: «От тщеславия бегать надо, а не предаваться ему. Если хвалят тебя, то мысленно грехи свои вспоминай и нерадения. Показности при людях избегай».

Как и с другими грехами, с тщеславными помыслами предстоит борьба всю жизнь. Побеждается же тщеславие противоположной добродетелью смирения. По словам старца Иосифа: тщеславие «до самого гроба не оставляет подвижника. Поэтому смирением всегда надо вооружаться против проявления тщеславия».