Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Пос­ле при­об­ще­ния на­до про­сить Гос­по­да, что­бы Дар сох­ра­нить дос­той­но и что­бы по­дал Гос­подь по­мощь не возв­ра­щать­ся на­зад, т.е. на преж­ние гре­хи.

прп. Амвросий

Еже­ли мы с ве­рою не­о­суж­ден­но при­ча­ща­ем­ся Та­ин­ства Те­ла и Кро­ви Хрис­то­вых, то все коз­ни вра­гов на­ших ду­шев­ных, сту­жа­ю­щих нам, ос­та­ют­ся не­дей­ствен­ны и празд­ны. Не­о­суж­ден­но же при­ча­ща­ем­ся тог­да, ког­да прис­ту­па­ем к Та­ин­ству се­му, во-пер­вых, с иск­рен­ним и сми­рен­ным рас­ка­я­ни­ем и ис­по­ве­да­ни­ем гре­хов сво­их и с твер­дою ре­ши­мо­стию не возв­ра­щать­ся к оным, а во-вто­рых, ес­ли прис­ту­па­ем без па­мя­тоз­ло­бия, при­ми­рясь в серд­це со все­ми, опе­ча­лив­ши­ми нас.

прп. Амвросий

Что луч­ше – ред­ко или час­то при­об­щать­ся Свя­тых Хрис­то­вых Та­ин, ска­зать труд­но. Зак­хей с ра­достью при­нял в свой дом до­ро­го­го Гос­тя, Гос­по­да, и хо­ро­шо пос­ту­пил. А сот­ник, по сми­ре­нию, со­з­на­вая свое не­дос­то­и­н­ство, не ре­шил­ся при­нять и то­же хо­ро­шо пос­ту­пил. Пос­туп­ки их хо­тя и про­ти­во­по­лож­ные, но по по­буж­де­нию – оди­на­ко­вые. И яви­лись они пред Гос­по­дом рав­но дос­той­ны­ми. Суть в том, что­бы дос­той­но при­го­тов­лять се­бя к ве­ли­ко­му Та­ин­ству.

прписп. Никон

«По делам он наш начальник,
а держит себя как брат»К дню памяти преподобного Исаакия Оптинского

Прп. Исаакий (Антимонов)

Преподобный оптинский старец Исаакий (Антимонов) настоятельствовал в Оптиной пустыни 32 года в период расцвета монастыря — при старце Амвросии, его преемниках по старческому служению старце Иларионе и отце Анатолии и других знаменитых оптинских отцов-подвижников.

Перед назначением на этот пост шестнадцать лет будущий настоятель воспитывался в скиту под руководством старца Макария, который писал о кресте начальственного служения: «Когда проходите начальство не для своих выгод и спокойствия, но для спасения ближних, то оно неминуемо сопряжено со скорбями и с неспокойствием. А если для чести, славы и наслаждения начальствовать, то и сам, и подчиняемые бедственно погружаются от волнения страстей…»

В 1860 году, предвидя свой близкий конец и зная о болезненном состоянии архимандрита Моисея, старец Макарий лично встретился с митрополитом Московским Филаретом, которому выразил свое желание, чтобы место настоятеля в Оптиной пустыни по кончине архимандрита Моисея занял скитский иеромонах Исаакий. Владыка одобрил решение отца Макария.

Как только слух об этом дошел до смиренного отца Исаакия, он тотчас отправился к старцу, прося его совета и стараясь отклонить состоявшееся назначение. Но отец Макарий ответил ему:
— Ну что ж, что ж? Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись! Иди!

В 1862 году отец Исаакий был назначен настоятелем обители.

Поздравляя отца Исаакия с высоким назначением, отец Ювеналий (Половцев) писал: «От души поздравляю тебя, отче, и желаю благого успеха в нелегком правлении братиею. Тебе, впрочем, послужат старцы немалою помощию и надеемся, что за молитвами покойного Батюшки о. Макария и о. архим. Моисея все благоустроится» .

На вопрос одного инока, как победить гордость, впоследствии отец Исаакий отвечал следующим образом:
— Как победить? Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится.

Митрополит Трифон (Туркестанов) вспоминал о настоятельском служении отца Исаакия: «когда он окреп духовно, пришло время сделаться ему пастырем овец Христовых, наставником монахов. И каких монахов?! Оной из самых строгих по жизни и духу обителей, давшей и дающей настоятелей для многих русских монастырей! И после какого настоятеля?! Поистине праведного и великого мужа о. схиархимандрита Моисея! И в какое время?! Во время смутное, когда дрогнули и пошатнулись многие обители иноческие, ибо дух времени, противный иночеству, с неумолимой силою ворвался в ограды монастырские и многих поколебал. Ослабели силы духовные в человеке, ослабела и жизнь иноческая. Желание мантии, стихаря, фелони, начальства, денег — многих из нас гонит вон из строгих обителей в такие, где жизнь широка и привольна для ветхого человека, и из светочей мира делает простыми черноризцами — соблазном для мирян. Много нужно духовной мудрости, много нужно твердости, чтобы управлять монастырем в теперешнее время! Многие настоятели похваляются за великолепные здания и храмы, воздвигаемые ими, но в сотни и тысячи раз труднее не умалить, а возвысить дух братии, сохранив в ней непоколебимое подвижничество. Хотя и со слезами, но покоряясь воле Божией, подъял труд сей в Бозе почивший о. Исаакий. Все упования свое возложил он на Господа, Которого всегда имел пред духовными очами своими».

Познав на своем опыте важность старческого окормления, отец Исаакий часто повторял:
— Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести.

А также показывал своим собственным примером, насколько важно в духовной жизни старческое окормление и открытие своей совести. Вместе с братией он ходил для духовного совета к старцу Амвросию в скит, смиренно стоял в очереди, а когда исповедовался, становился перед старцем на колени.

Особенное внимание обращал новый настоятель на посещение братией богослужений. Если замечал, что кто-то редко ходит на службу, то в трапезе обращался с увещанием ко всей братии:
— Отцы святые! Забываете церковь. Надо знать, для чего мы пришли в обитель. Ведь мы должны за это пред Богом отвечать. Прошу всех вас не забывать храма Божия.

Если кто-либо роптал на монастырские порядки, о. Исаакий обыкновенно говорил:
— Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание.

Одним из наказаний настоятеля было лишение монаха месячной порции чая. В начале каждого месяца о. Исаакий раздавал братии чай и сахар, при этом имея возможность с каждым переговорить, кого-то поощрить, а кого-то и наказать.

В келье старца Исаакия стояли часы, доставшиеся ему от архимандрита Моисея, с надписью: «Не теряй времени».

Учил отец Исаакий братию словом, но более назидал собственным примером. Как-то в обители совершались похороны. Отец Исаакий пробирался сквозь густую толпу братии, чтобы проститься с усопшим. Взяв одного из них за рукав, отец Исаакий хотел с его помощью подняться на насыпанную при могиле землю, но тот, не заметив настоятеля, сильно оттолкнул его, так что о. Исаакий чуть не упал, но при этом нисколько не смутился, отошел в сторону и стал смиренно ждать своей очереди.

Когда наблюдавшие это посетители выразили свое удивление, некоторые из братии заметили:
— Да мы никогда не видали, чтобы он за подобные поступки когда-либо с кого взыскивал; по делам он наш начальник, а так держит себя, как брат.

В своем настоятельском служении отец Исаакий сохранил и приумножил духовные традиции Оптиной пустыни. В акафисте преподобным оптинским старцам преподобный Исаакий Оптинский прославляется как «хранитель вертограда старчества, верный исполнитель отеческих заветов, добрый управитель обители и верный путеводитель иноков».

В.В. Каширина