Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Где сми­ре­ние не оби­та­ет, та­мо пре­зо­р­ство и вы­со­ко­муд­рие пре­бы­ва­ет.

прп. Лев

Что жи­вешь пло­хо, не уны­вай, а сми­ряй­ся, и Гос­подь приз­рит на сми­ре­ние твое па­че под­ви­гов ве­ли­ких, но не сми­рен­ных.

прп. Анатолий

Без сми­ре­ния нель­зя спас­тись. Ка­кое бы зда­ние доб­ро­де­те­ли вы не воз­ве­ли, оно рух­нет без сми­ре­ния.

прписп. Никон

«По делам он наш начальник,
а держит себя как брат»К дню памяти преподобного Исаакия Оптинского

Прп. Исаакий (Антимонов)

Преподобный оптинский старец Исаакий (Антимонов) настоятельствовал в Оптиной пустыни 32 года в период расцвета монастыря — при старце Амвросии, его преемниках по старческому служению старце Иларионе и отце Анатолии и других знаменитых оптинских отцов-подвижников.

Перед назначением на этот пост шестнадцать лет будущий настоятель воспитывался в скиту под руководством старца Макария, который писал о кресте начальственного служения: «Когда проходите начальство не для своих выгод и спокойствия, но для спасения ближних, то оно неминуемо сопряжено со скорбями и с неспокойствием. А если для чести, славы и наслаждения начальствовать, то и сам, и подчиняемые бедственно погружаются от волнения страстей…»

В 1860 году, предвидя свой близкий конец и зная о болезненном состоянии архимандрита Моисея, старец Макарий лично встретился с митрополитом Московским Филаретом, которому выразил свое желание, чтобы место настоятеля в Оптиной пустыни по кончине архимандрита Моисея занял скитский иеромонах Исаакий. Владыка одобрил решение отца Макария.

Как только слух об этом дошел до смиренного отца Исаакия, он тотчас отправился к старцу, прося его совета и стараясь отклонить состоявшееся назначение. Но отец Макарий ответил ему:
— Ну что ж, что ж? Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись! Иди!

В 1862 году отец Исаакий был назначен настоятелем обители.

Поздравляя отца Исаакия с высоким назначением, отец Ювеналий (Половцев) писал: «От души поздравляю тебя, отче, и желаю благого успеха в нелегком правлении братиею. Тебе, впрочем, послужат старцы немалою помощию и надеемся, что за молитвами покойного Батюшки о. Макария и о. архим. Моисея все благоустроится» .

На вопрос одного инока, как победить гордость, впоследствии отец Исаакий отвечал следующим образом:
— Как победить? Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится.

Митрополит Трифон (Туркестанов) вспоминал о настоятельском служении отца Исаакия: «когда он окреп духовно, пришло время сделаться ему пастырем овец Христовых, наставником монахов. И каких монахов?! Оной из самых строгих по жизни и духу обителей, давшей и дающей настоятелей для многих русских монастырей! И после какого настоятеля?! Поистине праведного и великого мужа о. схиархимандрита Моисея! И в какое время?! Во время смутное, когда дрогнули и пошатнулись многие обители иноческие, ибо дух времени, противный иночеству, с неумолимой силою ворвался в ограды монастырские и многих поколебал. Ослабели силы духовные в человеке, ослабела и жизнь иноческая. Желание мантии, стихаря, фелони, начальства, денег — многих из нас гонит вон из строгих обителей в такие, где жизнь широка и привольна для ветхого человека, и из светочей мира делает простыми черноризцами — соблазном для мирян. Много нужно духовной мудрости, много нужно твердости, чтобы управлять монастырем в теперешнее время! Многие настоятели похваляются за великолепные здания и храмы, воздвигаемые ими, но в сотни и тысячи раз труднее не умалить, а возвысить дух братии, сохранив в ней непоколебимое подвижничество. Хотя и со слезами, но покоряясь воле Божией, подъял труд сей в Бозе почивший о. Исаакий. Все упования свое возложил он на Господа, Которого всегда имел пред духовными очами своими».

Познав на своем опыте важность старческого окормления, отец Исаакий часто повторял:
— Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести.

А также показывал своим собственным примером, насколько важно в духовной жизни старческое окормление и открытие своей совести. Вместе с братией он ходил для духовного совета к старцу Амвросию в скит, смиренно стоял в очереди, а когда исповедовался, становился перед старцем на колени.

Особенное внимание обращал новый настоятель на посещение братией богослужений. Если замечал, что кто-то редко ходит на службу, то в трапезе обращался с увещанием ко всей братии:
— Отцы святые! Забываете церковь. Надо знать, для чего мы пришли в обитель. Ведь мы должны за это пред Богом отвечать. Прошу всех вас не забывать храма Божия.

Если кто-либо роптал на монастырские порядки, о. Исаакий обыкновенно говорил:
— Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание.

Одним из наказаний настоятеля было лишение монаха месячной порции чая. В начале каждого месяца о. Исаакий раздавал братии чай и сахар, при этом имея возможность с каждым переговорить, кого-то поощрить, а кого-то и наказать.

В келье старца Исаакия стояли часы, доставшиеся ему от архимандрита Моисея, с надписью: «Не теряй времени».

Учил отец Исаакий братию словом, но более назидал собственным примером. Как-то в обители совершались похороны. Отец Исаакий пробирался сквозь густую толпу братии, чтобы проститься с усопшим. Взяв одного из них за рукав, отец Исаакий хотел с его помощью подняться на насыпанную при могиле землю, но тот, не заметив настоятеля, сильно оттолкнул его, так что о. Исаакий чуть не упал, но при этом нисколько не смутился, отошел в сторону и стал смиренно ждать своей очереди.

Когда наблюдавшие это посетители выразили свое удивление, некоторые из братии заметили:
— Да мы никогда не видали, чтобы он за подобные поступки когда-либо с кого взыскивал; по делам он наш начальник, а так держит себя, как брат.

В своем настоятельском служении отец Исаакий сохранил и приумножил духовные традиции Оптиной пустыни. В акафисте преподобным оптинским старцам преподобный Исаакий Оптинский прославляется как «хранитель вертограда старчества, верный исполнитель отеческих заветов, добрый управитель обители и верный путеводитель иноков».

В.В. Каширина