Аудио-трансляция

Все ни­че­го, ес­ли уко­ря­ем се­бя и сми­ря­ем­ся. А вот мно­гие на не­бо ле­зут, под­ви­ги нак­ла­ды­ва­ют на се­бя, а сми­рять­ся не хо­тят. Сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь!

преп. Варсонофий

Сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. Вся на­у­ка, вся муд­рость жиз­ни зак­лю­ча­ет­ся в сих сло­вах: Сми­рих­ся, и спа­се мя Гос­подь (Пс. 114, 5). Сми­ряй­тесь и тер­пи­те все. На­у­чи­тесь сми­ре­нию и тер­пе­нию, а в ду­ше имей­те мир. По­верь­те, у ко­го в ду­ше мир, то­му и на ка­тор­ге рай.

преп. Варсонофий

Глав­ное – сми­ряй­ся. Лишь по­те­ря­ешь сми­ре­ние и са­мо­у­ко­ре­ние – тог­да про­щай.

преп. Анатолий

Преподобный Агапит,
исповедник Оптинский

18 июля Православная Церковь совершает память преподобного Агапита, оптинского исповедника. Преподобный Агапит (в миру Михаил Михайлович Таубе) родился 4 декабря 1894 года по старому стилю и происходил из дворянского рода прибалтийских немцев. Согласно семейному преданию, в 1221 году из епископства Падерборн в Вестфалии в Лифляндию пришли братья Дитрих и Иоганн, ставшие родоначальниками рода Таубе в Прибалтике1. Таубе были лютеранами, но многие из них, женясь на русских, согласно законам Российской Империи, крестили детей по православному обряду и таким образом постепенно обрусели. Мнением Государственного Совета 20 декабря 1865 года за Таубе было признано дворянское достоинство. А 28 декабря 1870 года было Высочайше утверждено мнение Государственного Совета о предоставлении 6 сыновьям Иоганна Георга Таубе права пользования в России их родовым баронским титулом1.

Концевич И.М. в своей книге «Оптина пустынь и ее время» называет Михаила Михайловича Таубе протестантом, принявшим Православие под влияниям Оптинских старцев. Однако эта информация не соответствует действительности. Отец Михаила Таубе, Михаил Фердинандович Таубе был видным деятелем монархического движения в России начала XX века и входил в Главный Совет Союза русского народа. Совершенно невозможно, чтобы человек такого высокого ранга не был православным и не крестил своих детей. Одним из доказательств того, что отец будущего оптинского подвижника был православным служит его собственное стихотворение:

Кто верой крепко православен,
В ком нет сомнений ни на миг,
Что русский Царь самодержавен,
Неограничен и велик —
Тот черносотенец природный,
Тот предан Родине навек.
В том — дух исконный, дух народный,
Тот сердцем русский человек.

Михаил Михайлович Таубе получил хорошее гимназическое образование в Петербургской школе Карла Мая. Созданная К.И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества1. По окончании школы Михаил Михайлович поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1916 году был мобилизован в армию. Пройдя ускоренные офицерские курсы, он служил помощником командира батареи в лейб-гвардии 1-м мортирном артиллерийском дивизионе, сначала в чине прапорщика, потом — в чине подпоручика. В июле 1917 года в ходе «Июльского наступления русской армии» он получил тяжелое ранение в голову и был отправлен в госпиталь в Петрограде. В 1918 году Михаил Таубе возвращается к учебе в университете, однако, в 1919 году снова на фронте — в штабе Западного фронта Красной Армии. Данное обстоятельство не должно удивлять — во время Гражданской войны очень много царских офицеров служило в РККА.

Трудно определить когда Михаил Михайлович почувствовал потребность в духовной жизни, однако, без сомнения можно сказать, что христианство было органически вплетено в его жизнь с раннего возраста. В 1921 году он поступает вольнослушателем в Петроградский богословский институт — православное учебное заведение созданное вместо упраздненной Петроградской духовной академии. В это же время отец Михаила, Михаил Фердинандович создает кружок православной интеллигенции «Воскресенье», который просуществовал до 1928 года. Совершенно точно, в деятельности этого кружка принимал участие и Михаил Михайлович.

В 1922, по другим данным в 1923 году, Михаил Таубе приехал в Оптину пустынь и получил должность хранителя монастырской библиотеки. В это время оптинское старчество, под репрессиями безбожного государства переживало свой закат. Но как в XIX веке, когда русская интеллигенция, открывшая для себя Православие, стремилась приобщиться к духовной мудрости оптинского старчества, безбожный XX век не стал исключением. Блестяще образованный русский интеллигент Михаил Таубе так же искал в оптинском старчестве того, чего ему не доставало в обычной жизни. В Оптиной пустныи Михаил Михайлович становится духовным чадом старца Нектария, который тайно постригает его в монашество с именем Агапит1. По другим данным монашеский постриг Михаила Таубе совершил преподобный старец Никон (Беляев). Точная дата пострига, к сожалению, до сих пор неизвестна.

В 1924 году монастырь окончательно закрывается и на его месте по инициативе Лидии Васильевны Защук (будущей новомученицы схимонахини Августы) организуется музей «Оптина пустынь». Михаил Таубе становится сотрудником этого музея. Почти сразу же советская власть начинает мешать деятельности «музея». В январе 1924 года комиссия по охране труда по надуманному обвинению проводит проверку в монастыре. В апреле 1924 года Михаил Таубе впервые подвергается аресту и через несколько дней выходит на свободу1. Существование оптинского «музея» не входило в планы советской власти и в 1925 году он был закрыт. После увольнения он жил то на родине в Петрограде, то около Оптиной. Зарабатывал на жизнь преподаванием иностранных языков, из которых он хорошо знал французский, немецкий, английский, итальянский и латынь.

16 июня 1927 года монах Агапит арестован ОГПУ. 1 июля 1927г. ему было предъявлено обвинение в том, что он: «Имеет обширные связи с центральными городами СССР и являясь сотрудником Оптинского музея…, связывается контрреволюционной группировкой означенного музея… и совместно ведет контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду среди широких слоев крестьянского населения… Имея тесную связь с Никоном Беляевым, Таубе, как лицо, связанное со всем научным миром, в целях… контрреволюционной деятельности предоставляет и использует все… возможности»1. Само отношение отца Агапита к его аресту характеризует выписка из следственного дела, гласившая, что «Монах Агапит (Таубе) ходил в светской одежде, а когда пришли его арестовывать, он с радостью надел рясу и ушел в тюрьму христианским исповедником, точно только и ждал этого момента»1.

19 декабря монах Агапит приговаривается к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Впоследствии один из соузников по соловецому лагерю оставил описание монаха Агапита: Недавно я получил известие о смерти Оптинского духовника иеромонаха Никона. Я с ним познакомился на пути в Соловки… С ним тогда был другой монах, тоже Оптинской пустыни… некто Михаил Таубе. Сравнительно молодой человек, интеллигент… с высшим светским образованием. Они оба были… очень хорошего монашеского настроения — это были люди, так сказать, оптинской духовной культуры….О. Михаил Агапит был на вид высокий, худой, молодой интеллигентный человек, брюнет, в монашеском одеянии… Всегда разумные, выдержанные, всегда светлые духом, они были истинные иноки православные»1.

По окончании лагерного срока Особым совещанием при коллегии ОГПУ был приговорен к высылке в Северный край, где проживал в деревне Анисимово. 23 января 1931 снова арестован и 2 декабря того же года приговорен к заключению в Мариинский концлагерь в Сибири1.

После возвращения из заключения о.Агапит поселился в городе Орле, где в то время жило много ссыльных и отбывших заключение в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался со знакомыми по Оптиной пустыни.

В начале 1936 года о.Агапит заболел: у него образовалась опухоль на языке, и друзья предлагали лечь в больницу. Он выехал в Москву, операция была сделана, но врачи предупредили, что могут быть последствия, и через некоторое время он обнаружил новую опухоль, операцию уже делать было поздно. Перед последним отъездом в Орел он навсегда попрощался со всеми знакомыми — попрощался просто, спокойно, будто только на время уходя от всех, чтобы, если Бог благословит, встретиться, но уже в иной жизни1.

Страдания о.Агапита в течение болезни все более возрастали, ни есть, ни говорить он уже не мог, но при этом не терял бодрости духа и, пока были силы, ходил в храм. Когда о.Агапиту было что-либо нужно, он писал записку старушке-хозяйке, жившей на другой половине дома, через стену от него. Он предупредил ее, что, когда ему станет совсем плохо, он ей постучит. 18 июля 1936 года он постучал в стену, и, когда хозяйка вошла, то увидела, что о.Агапит лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери. «Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось все реже…». Впоследствии она рассказала: «Переносил он свои страдания так светло, что она молится о нем, как о святом». Монах Агапит скончался 18 июля 1936г. и был погребен на одном из городских кладбищ, но могила его впоследствии была утрачена1. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года, имя Агапита Оптинского включено в Собор новомучеников и исповедников Российских1.


Бовкало А. А. Барон Михаил Александрович Таубе. URL: http://petergen.com/bovkalo/taube.html

Там же.

Петербургская школа Карла Мая. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Петербургская_школа_Карла_Мая

Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Т. 2. М.: 2008. С. 553.

Там же. С.569.

Агапит (Таубе Михаил Михайлович) // Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Братство во Имя Всемилостивого Спаса. URL: http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITczUfi4fc88fdOqhuuIUfOuWfenXtuKhe8ecTc0Xc8ycsW*cYe1XcOIUX8XZc8Wf66mctO0deuuWeCQd**

Самаль И. Н. Жития новомучеников и исповедников церкви русской как источник для воспитания духовности и нравственности студенческой молодежи // Ипатьевский вестник. — 2017. — № 5. С.54.

Агапит (Таубе Михаил Михайлович) // Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века…

Агапит (Таубе) // Насельники Оптиной пустыни XVII-XX веков: биографический справочник / сост., вступ. Статья иером. Платона (Рожкова). — Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2017. С. 154.

Агапит (Таубе Михаил Михайлович) // Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века…

Там же.

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/343719.html.