Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пер­вым ва­шим де­лом, как толь­ко про­сы­па­е­тесь, пусть бу­дет крест­ное зна­ме­ние, а пер­вы­ми сло­ва­ми – сло­ва Ии­су­со­вой мо­лит­вы.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ва прек­ра­тить­ся мо­жет толь­ко от боль­ших гре­хов. Или ес­ли кто не ка­ет­ся и не за­зи­ра­ет се­бя. А кто ка­ет­ся, то­му-то и нуж­на эта мо­лит­ва. Толь­ко нуж­но дер­жать се­бя во глу­би­не сми­ре­ния и не­пот­ре­б­ства. А что­бы ут­вер­ди­лась мо­лит­ва, луч­шее са­мое сред­ство – тер­петь скор­би и през­ре­ние!

преп. Анатолий

Тво­ри ча­ще Ии­су­со­ву мо­лит­ву – по­ве­се­ле­ет на серд­це. Толь­ко пос­та­рай­ся вы­ко­вы­ри­вать гниль сер­деч­ную, т.е. не ув­ле­кай­ся в не­це­ло­муд­рен­ные по­мыс­лы.

преп. Анатолий

Советы духовной дочери,
вступившей в монастырь

К преподобным оптинским старцам, тайноведцам души человеческой, часто обращались за советами об избрании жизненного пути.

Благословляя некоторых своих чад избрать монастырскую жизнь, старцы, как опытные духовники и наставники, особенно внимательно относились к первым годам жизни в обители, – к времени послушничества, когда формировалось духовное основание всей последующей монашеской жизни.

Преподобный Антоний Оптинский писал своей духовной дочери: «В начале святое послушание было для меня не без горя и не без слез; но, наконец, с каждым годом становилось легче и легче. Так, любезная матушка, без смирения в духе спастися невозможно; а смиренно от одних слов научиться нельзя; потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял, и выколачивал кострику, без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается».

Первые годы послушничества старец Антоний проходил в Рославльских лесах под руководством своего брата – преподобного Моисея. Как написано в жизнеописании старца Антония, «отец Моисей воспитывал нового послушника строго, без всяких послаблений, поручая самые тяжелые работы».

Пройдя суровую школу послушничества, позднее о. Антоний однако не раз говорил своим духовным чадам, что «послушническое состояние – блаженное состояние, равноангельная жизнь, некрадомое богатство, живот блажен и проч. и проч.».

Из жизнеописания игумении Осташковского Знаменского монастыря Аполлинарии (Баниной) известно, что родители сначала не разрешали ей поступить в монастырь, но спустя какое-то время наконец-то дали свое согласие. Когда будущая игумения вместе с матерью приехали к старцу Антонию просить благословение на монашество, старец поклонился матери до земли, показывая таким образом, настолько великое и спасительное дело совершают родители, посвящая свое чадо Богу.

Искренно радовался старец Антоний, когда его ученицы решали послужить Господу в иноческом чине: «ты, оставя обыкновенную жизнь мирскую, умом и сердцем своим отдала себя самую на службу Господу Богу, в которой многие избранные мужи и жены благоугодили Ему, Господу Богу. Посему, да будет слава Ему – Спасителю нашему Богу, благоволившему призвать тебя в святое звание ею! Благословен Бог, хотящий всем человеком спастися и в познание истины приити, Сый благословенный во веки веков! Слава Богу о сем! Господь Бог да благословит вхождение твое во св. обитель, и да укрепит тя в настоящих и в предлежащих трудах и подвигах ко благоугождению Своему, и да облечет тя в ризы спасения».

В акафисте преподобному Антонию Оптинскому он прославляется как пастырь «добрый новоначальным воспитание».

Очень внимательно старец следил за первыми шагами новоначальных в монастыре, считая это время очень важным в духовной жизни монашествующих: «Радовался я, что Вы вступили во святую обитель в число словесных овечек Христовых; радовался я еще о том, что Вы, как невеста Христова, облечены и украшены иноческими, смиренными, спасительными ризами; но более всего радуюсь тому, что святая обитель представляется Вам не иным чем, как раем; следовательно, и обитающих в сем раю должны признавать Вы за святых Ангелов, или за угодниц Божиих, присно молящихся о преуспеянии Вашем в жизни духовной. Вот сколько доставило мне радости приятное Ваше письмо! Возлюбленное чадо мое, аще хощеши видети дни свои благи и избегнути всех сетей вражиих, явных и тайных, то ничего не скрывай и не утаивай от святой и преподобной матери своей. Сердце твое пред нею, как книга разгнутая, да будет всегда раскрыто; самосмышлению своему не верьте ни в чем; без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не точию рукоделия, какового и внешнего упражнения, но и самая молитва, т. е. келейное правило, количество поклонов, чтение книг, воздержание, пост, бдение, труды и проч., если не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою материю Вашею, то и Богу не будут приятны».

В нескольких письмах старец дал подробные наставления для новоначальных послушниц, которые являются правилами для всех вступающих в монастырь и начинающих подвизаться в общежитии. Эти правила объемлют как внешнюю, так и внутреннюю жизнь и являются твердым духовным основанием для всех подвизающихся в иноческом чине

* * *

1. От сна воставшу ти, первая мысль буди о Бозе, первое слово и молитва буди к Богу – Создателю твоем; и Отцу.

2. Поклонися, и воздаждь благодаренье Богу, не погубившему тя со беззаконьми твоими.

3. Положи начало к лучшему. Ибо путь к небесе никтоже добре совершает, разве кто на всяк день добре начинает.

4. С утра буди в молитве Серафим, в делех Херувим, в обхождении Ангел.

5. Времени в праздности не теряй.

6. Во всех делех и словесех и помышлениих ум имей в Бозе.

7. Слово тихо, смиренно, честно и полезно буди. Молчаливость же да разсуждает словеса, которые хочешь говорить; а праздное и гнилое слово отнюдь да не исходит из уст твоих (Заимствовано из творений св. Димитрия Ростовского).

8. Смех аще случится, до ослабления токмо буди, и то не часто.

9. Любопрения и споров блюдися.

10. Люби смирение во всем, и отнюдь не гордися.

11. Не завидуй никому, ни в чем.

12. В пище и питии воздержание храни, и лакомкой не будь.

13. Во всякой вещи снисходительна буди, и Бог тя ублажит, и добрые люди похвалят.

14. Смерть всему конец, о которой всегда мыслить должно. Милосердому Господу Богу будут приятны таковые дела твои, как кадило благовонное!

15. Многосогрешившего пред всеми и пред Вами, недостойного черноризца Антония прошу воспоминать пред Богом в молитвах своих, за что и Вас помянет Господь Бог во Царствии Своем.

* * *

1. Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвою краткою: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную», – оные отражать.

2. Должно в лице настоятельницы своей зреть лице Божие, и к оной иметь преданность и всю доверенность; и если она сама расскажет все слабости Ваши другим, или Вам прикажет, то за ею самое спасет Вас Господь Бог.

3. Гордость любит иметь преимущество пред всеми, а смиренье ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех.

4. Отдавая всю себя Богу, не должно беспокоиться о тряпицах, и к оным привязывать свое сердце.

5. В трапезу должно ходить всегда, кроме немощи, а во время оной можно с благословением покушать и в келье своей.

6. О обхождении с сестрами. – С уважением к ним и любовно о Господе, соблюдая себя от празднословия и кощунства.

7. О укоризнах. – Все это может случиться, но не должно раздражаться, показывая себя худо слышащую укоризны их.

8. Для горделивых укорение – нож острый; а для смиренных – находка богатая.

9. О неполезных разговорах. – Должно по примеру св. Давида поступать: Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзает уст.

10. Един Бог действует во всех духовниках, и в старицах; и по мере веры своей к ним, такие и ответы услышите от них.

11. Что случится не по‑Вашему, в том и ощутительная польза для души Вашей будет.

12. В таких случаях должно говорить: «Благо мне Господи, яко смирил мя еси горделивую и грешную».

13. О соживущей. – С искреннею любовно будьте к ней, не как к старшей, но как к матери родной, и что она не одобрит Вам, того и не делайте.

14. Все свое за святое послушанье должно оставлять без смущения, ибо святое послушание выше своего правила, и больше есть поста и молитвы.

15. Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, то уготови душу твою во искушение, памятуя Апостолово слово: а иже Христовы суть, те плоть свою распяша со страстьми и похотьми.