Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь Ии­сус Хрис­тос, мо­ля­щий­ся в са­ду Геф­си­ма­нс­ком, есть до не­ко­то­рой сте­пе­ни об­раз вся­ко­му ду­хов­ни­ку в от­но­ше­нии ду­хов­ных чад его, ибо и он бе­рет на се­бя гре­хи их. Ка­кое это ве­ли­кое де­ло, и что толь­ко ему при­хо­дит­ся пе­ре­жи­вать!

преп. Никон

Ду­хов­ный отец ну­жен для че­го? Что­бы при по­мо­щи его не­заб­луд­но шест­во­вать и дос­ти­гать Царства Не­бес­но­го, а для это­го не­об­хо­ди­мо, глав­ным об­ра­зом, ис­пол­нять на де­ле нас­тав­ле­ния, со­ве­ты и ука­за­ния ду­хов­ни­ка, жи­тель­ство свое про­во­дить бла­го­чес­ти­во. Бы­ли при­ме­ры, что не­ко­то­рые име­ли воз­мож­ность час­то бы­вать у стар­ца, иные да­же пос­то­ян­но си­де­ли воз­ле стар­ца, неп­рес­тан­но слы­ша­ли его нас­тав­ле­ния, да­же и жи­тель­ство­ва­ли с ним, и ос­та­ва­лись бесп­лод­ны­ми. А не­ко­то­рые име­ли ред­кую воз­мож­ность бы­вать у стар­ца и удос­та­и­ва­лись слы­шать крат­кое нас­тав­ле­ние, но пре­ус­пе­ва­ли. Так вот, не в том си­ла, что­бы час­то бы­вать у от­ца ду­хов­но­го, а в том, что­бы его нас­тав­ле­ния ис­пол­нять, что­бы не быть бесп­лод­ны­ми.

преп. Никон

Бо­гу угод­но, что­бы че­ло­ве­ки нас­тав­ля­лись че­ло­ве­ка­ми. Вся суть в том, что вся­кий инок дол­жен сам всту­пить в под­виг с са­мо­от­вер­же­ни­ем и сам се­бя дол­жен по­нуж­дать с бо­лез­нию серд­ца на борь­бу со страс­тя­ми. Ес­ли же он не бу­дет так под­ви­зать­ся, то ни­ка­кие стар­цы ему не по­мо­гут. Ска­зал один угод­ник Бо­жий: „Ста­рец об нем (уче­ни­ке) мо­лит­ся, пла­чет, а тот ска­чет".

преп. Никон

Первые чудеса прп. Амвросия, последовавшие по его кончине

Время и обстоятельства сглаживают сердечную горесть, какова бы она ни была. Безутешна была скорбь почитателей батюшки о. Амвросия тотчас после его кончины, но скоро они стали утешать себя мыслию, что Старец умер только телом, а дух его живет вечно, по слову Премудраго: праведницы во веки живут. Эти слова подтверждаются и самим делом.

Первые чудеса прп. Амвросия, последовавшие по его кончинеВо время поминальной трапезы по батюшке Амвросию после его отпевания произошло одно замечательное событие, которое произвело на всех присутствующих сильное впечатление. К покойному старцу Амвросию часто приезжала благотворительница Шамординской общины, супруга известного московского торгового деятеля Сергея Васильевича Перлова, с замужнею дочерью, у которой не было детей. Эта бездетная дочь ея просила у Батюшки совета и благословения – взять какого-нибудь ребенка в усыновление. В 1890 году, почти в самую же половину октября, Старец сказал ей в ответ на ея желание: «Погодите, через год я сам укажу вам для усыновления ребенка». 

За обедом приехавшие на похороны Старца молодые супруги с горечью вспомнили слова его и пожалели, что кончина Батюшки не дала ему исполнить своего обещания. Но еще не успел окончиться обед, как пронесся слух, что у крыльца начальнического корпуса, где гости обедали, нашли подкинутого младенца. Сначала, разумеется, слух этот многим пришелся не по сердцу. Но когда об этом услыхала бездетная дочь г-жи Перловой, она кинулась к малютке и с чувством глубокого умиления воскликнула: «Это Батюшка послал мне дочку». И ребенок увезен был ею в Москву. <…>

Живет старец Амвросий вечною жизнию, как получивший велие дерзновение ко Господу, ибо вот теперь, по кончине его, уже бывают от него исцеления.

В октябрьской книжке «Душеполезного чтения» за 1897 год помещено письмо Николая Яковлевича Широкова, Вятской губернии Глазовского уезда, к теперешнему Оптинскому старцу о. Иосифу. В нем, между прочим, читаем следующее: «Я, – пишет Широков, – весьма был болен: страдал болью ног и головы. 26 ноября прошлого 1896 года приносит отец мой от сельского нашего священника книгу «Душеполезное чтение», в которой я и нашел статью про о. Амвросия.
Прочитав ее и поразмыслив немного, начал я душевно молиться к о. Амвросию об исцелении моих недугов и, помолившись, тонким сном уснул.

Только что успел заснуть, как вдруг заблистал предо мною необычайный свет, который вскоре исчез, – только остался один след от него в виде облака, и вдруг слышу шаги идущего человека. В скором времени вижу пред собою мужа, украшенного сединами, в мантии, с крестом на груди. При сем я постараюсь описать его приметы: лицо истощенное постом, весьма светлое, нос с горбинкой, волосы седые, не весьма густые, брада его седая тоже не густая, а голос его весьма звучный. Кроме того, на левой руке его были четки, а в правой руке посох.

Вот он подошел к моему ложу и говорит: «Чадо Николае! Восстань, поспеши в церковь, отслужи молебен св. Амвросию Медиоланскому и получишь облегчение скорое». Он взял меня за руку, благословил и дотронулся своим посохом до моих ног, которыя и почувствовали скорое облегчение. Дал мне что-то вроде просфоры поесть, и вдруг в голове у меня зашумело. Я тогда весьма ужаснулся и думал, что уж головы у меня нету на плечах. Но вот сей Старец покрыл ее мантией, и вскоре я почувствовал облегчение. Старец еще раз благословил меня, и я сподобился облобызать его светлую руку и при сем осмелился спросить его: «Как вас звать по имени?» Он мне ответил: «Кому я велел тебе отслужить молебен, того я и ношу имя, я – иеросхимонах Амвросий из Оптиной Пустыни». Сказав это, он сделался невидим.

Пробудившись, я весьма обрадовался, что выздоровел, и родные сему тоже очень обрадовались. Все-таки об этом явлении я не открыл им вскоре, а записал оное только в свою памятную книжку. Но вот ныне опять явление это повторилось. О. Амвросий явился мне во гробе лежащим, повитый в схиму, и говорит: «Что же ты, раб Божий Николай, умалчиваешь о делах милости Божией и не сообщаешь Оптиной Пустыни о исцелении?» Только поэтому-то я и осмелился сообщить о вышесказанном вашему высокопреподобию и при сем просить вас, о. Иосиф, не оставить без внимания мой рассказ и для пользы других поместить его хоть на одной страничке жизнеописания отца Амвросия»…

Из жизнеописания старца Амвросия, составленного архим. Агапитом (Беловидовым), 1900 г.