Безбожникам нет оправдания

В современном обществе есть люди, которые называют себя атеистами, то есть безбожниками, ибо именно так переводится с греческого языка это слово: ἄθεος — «отрицание бога», «безбожие»; от ἀ – «без» + θεός – «Бог».
Характеризуя умонастроение предреволюционного общества, митрополит Вениамин (Федченков) в своем исследовании «О вере, неверии и сомнении» отмечал: «Но таков уж был этот зараженный век, что интеллигентному, так называемому образованному, умному человеку нашего времени веровать не полагалось: вера была – по общему ходячему мнению – несовместима с разумом. Если же и пробивались иногда в эту интеллигентскую тьму иные идеи, шедшие из философских кругов, – что вера не враг разуму, а, наоборот, что и умному человеку совершенно открыта дорога для веры, самой чистой, а не урезанной, – то такие идеи не находили себе широкого признания, а казались какими-то темными призраками средневековья, суеверного прошлого, неизжитыми предрассудками недоумков, чуть ли не признаком политического изуверства. Либеральный же человек, этот будто бы настояще умный европеец, должен был быть или безбожником-нигилистом, или в самом лучшем случае – мог быть скептиком, агностиком, остановившимся между верой и неверием. И такое умонастроение перешло и в послереволюционный период»…
Неверие, как злокачественная опухоль, распространялось в то время среди многих людей. Одна духовная дочь старца Амвросия вспоминала об одном разговоре со своим духовным наставником:
«Я говорила как-то батюшке об одной семье, что мне всех их очень жаль, они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины.
Батюшка закачал головой и так гневно сказал:
– Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты.
Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться?
– Конечно, молиться за всех можно.
– Батюшка! – говорила я вслед за тем. Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?
А батюшка на это сказал:
– Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла – взяла билет (по которому отвечать), про все забыла».
Преподобный Варсонофий Оптинский называл неверие хулой на Духа Святого: «хулой на Духа Святого, непростительной и ведущей к погибели, считается упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, это не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший, не покаявшись в своем неверии, погиб. Примером такого нераскаявшегося хулителя является Лев Толстой, упорно отвергающий Церковь и не признающий Божественности Господа Иисуса Христа, что бы ему ни говорили и как бы ни доказывали неосновательность его воззрений. Если он умрет не покаявшись, то погибнет. Если же перед смертью покается, то будет прощен».
Старец Варсонофий рассказывал своим ученикам: «Посетил меня недавно учитель с неверующим сыном (из Пензы). Сказал я отцу:
– Без веры не будет вашему сыну никакого счастья на земле.
Оскорбился он на меня. Апостол Павел, прозирая наше время, пишет: «...Течение скончах, веру соблюдох» (2 Тим. 4, 7). Значит, это очень трудно, особенно в наше время.
Много появилось у нас воров. Не тех, которые лезут в карман или грабят дома, нет, новоявленные воры злее и опаснее. Они являются к вам в костюме, говорят громкие фразы, а в результате крадут самое дорогое – веру. Когда же у человека выкрали веру, он спрашивает у своих учителей:
– А как же теперь жить?
– Живите по разуму своему, – отвечают.
Разум же, как известно, без веры, не всегда бывает хорошим советчиком, и человек начинает следовать хотениям своей плоти и падает все ниже и ниже.
Деточки, берегите святую веру, это неоцененное сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого Небесного!»
«Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, – ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры...», – продолжал старец Варсонофий.
Старец Нектарий, ставший свидетелем попрания веры в революционные годы, говорил о том, что в каждой человеческой душе присутствует возможность пробуждения, если человек искренно обратится к Богу: «Есть люди, которые никогда не обращаются к Богу, не молятся, и вдруг случается с ними такое – в душе тоскливо, в голове мятежность, в сердце – грусть, и чувствует человек, что в этом бедственном положении ему другой человек не поможет. Он его выслушает, но бедствия его не поймет. И тогда человек обращается к Богу и с глубоким вздохом говорит:
– Господи, помилуй!
Казалось бы, довольно нам в молитве сказать один раз “Господи, помилуй”, а мы в церкви говорим и три, и двенадцать, и сорок раз. Это за тех страдальцев, которые даже не могут вымолвить: “Господи, помилуй”, и за них говорит это Церковь. И Господь слышит, и сначала – чуть-чуть благодать, как светоч, а потом все больше и больше, и получается облегчение».
Надо только успеть сказать эти спасительные слова, покаяться, обратиться к Богу и никогда не забывать своего Создателя.